«Музей войны — территория Мира»: о сражениях, плене и воле к жизни

17.07.2014 14:34

Экспозицию, открывшуюся в Юго-восточной казарме 22 июня, можно смело назвать одной из самых впечатляющих на Брестчине. Интересны и техническое решение, и тематика - акцент сделан на довоенном времени, а также судьбах защитников крепости, попавших в плен.

Читайте BGmedia в:

Найти новый музей несложно: он расположен напротив Музея обороны Брестской крепости, если пересечь площадь Церемониалов. Вход оформлен проржавевшими металлическими пластинами, которые врезаются друг в друга. Внушительная конструкция символизирует судьбы людей — военнослужащих, их семей и местных жителей, сломленные войной.

«Мы решили показать крепость, начиная с предвоенного времени, и впоследствии сделать акцент на судьбах военнопленных, — пояснила корреспонденту «БГ» заведующая отделом «Музей войны — территория Мира» Елена Грицук. — Поскольку крепость первая приняла удар, понятно, что, помимо погибших, оказалось много людей, которые попали в плен. Эту сторону мы частично осветили в Музее обороны, но широко она не была представлена. Поэтому мы говорим о судьбах конкретных людей, которые прошли через плен, и показываем трагедию личности. Название «Музей войны — территория Мира» отражает эту концепцию. Мы хотели представить не только сражение, но и стремление к Миру».

По размеру музей почти равен Музею обороны Брестской крепости и размещается в восьми просторных залах. Экспозиция начинается уже на 1-м этаже с надписи «Брестская крепость» на 27 языках. Далее стоят манекены лейтенанта-пехотинца Красной армии, его жены и дочери, которые готовят посетителя к разговору о предвоенной жизни. В первом зале — довоенные фотографии военнослужащих и их семей, письма родственникам, предметы быта, музыкальные инструменты. Например, оригинальная гармонь защитника крепости Федора Рябова.

В центре зала в макете Трехарочных ворот нависает летнее звездное небо, воссозданное таким, каким оно было в ночь с 21 на 22 июня. Встав под навес, можно услышать журчание Западного Буга, кваканье лягушек, пение ночных птиц. Совсем скоро их заглушат звуки войны.

По части технических решений музей впечатляет. Например, во втором зале можно увидеть макет штурмбота — лодки, которую использовала армия вермахта при штурме крепости. Специальная установка может наполнять зал дымом, чтобы посетители представили, в каких условиях проходили сражения.

Но большее впечатление на корреспондента «БГ» произвели не спецэффекты, а воспоминания защитника крепости Ивана Долотова, которые можно прочитать во второй части этого зала. Здесь расположены макеты трех коней. «В крепости было много этих животных, которых в мирное время использовали для нужд армии. Когда война началась, возможности ухаживать за ними не было, они метались по территории, попадали под артиллеристские обстрелы, — рассказала Елена Грицук. — Иван Долотов писал в воспоминаниях: «В первую очередь загорелись пристроенные тут деревянные конюшни. Из пламени вырывались ошалелые лошади с распущенными гривами и вывернутыми белками обезумевших глаз. Они наталкивались на деревья, падали, опять вскакивали и бежали. Протяжное стонущее ржание заглушалось стоном, грохотом взрывов. И не было спасения в охваченном огнем пространстве». Война стала трагедией не только для человека, но и для животного мира».

В третий зал можно пройти как напрямую, так и через воспроизведенный капонир Петра Гаврилова, где размещены предметы, найденные при раскопках.

Елена Евгеньевна обратила внимание на фотографии советских пленных и страницу из немецкого журнала «Сигнал» за август 1941-го. «Белые тряпки в их поднятых руках. Последние солдаты Советов покидают крепость, — пишет издание. — Они должны сохранить это положение до тех пор, пока на гласисе их не обезоружат». Такие меры предосторожности предпринимались потому, что часто солдаты показывали белые флаги, но, подходя ближе, стреляли в неприятеля.

Центральный экспонат этой части зала — импровизированный стеклянный вагон. «Людей перевозили в ужасающих условиях, в товарных вагонах. Их грузили огромными партиями и увозили, распределяя в разные лагеря. На манекенах мы видим настоящую одежду военнопленных, — пояснила заведующая музеем. — Например, форму из концлагеря Майданек, шинель с пометкой SU, означавшей «советский военнопленный». Свитер на одном из манекенов принадлежал защитнику Брестской крепости Василию Челобанову, когда он находился в плену».

В расположенных поблизости витринах можно увидеть другой экспонат, принадлежавший тому же человеку, — сборник рецептов, который он переписывал от руки в неволе.

Это поражает. Даже находясь в плену, будучи буквально обезличенными (каждому пленнику вместо имени давался порядковый номер), люди пытались сохранить воспоминания о мирной жизни.

Для того чтобы представить, сколько защитников Брестской крепости и участников боев в районе Бреста прошли через плен, нужно обратиться к интерактивной сенсорной карте. На сегодняшний день на ней обозначены 33 лагеря. Нажав на любой из красных треугольников, можно получить информацию о лагере и о том, кто из защитников крепости там находился.

Тема военнопленных продолжается и в следующем зале, где располагается макет расстрельной стены. Такая стена стояла в концлагере Дахау недалеко от Мюнхена. «Достоверно известно, что там были убиты пять человек, участвовавших в боях в районе Бреста. Стену использовали, чтобы учить солдат меткости. Люди были просто живыми мишенями. Их приковывали наручниками к деревянным столбам и расстреливали в массовом порядке», — рассказала Елена Грицук. На фоне стены дублируются фотографии защитников крепости, которые погибли в плену.

При входе в следующий зал окунаешься в гул голосов. На специальных установках прокручиваются аудиозаписи свидетелей событий 73-летней давности. Если встать на красный световой луч под установку, можно представить, что воспоминаниями делятся непосредственно с тобой. Здесь звучат голоса военврача третьего ранга Валентины Кокоревой, Лидии и Клима Нестерчуков, детей защитника крепости. Специально для музея записал воспоминания Константин Смирнов, сын Сергея Смирнова — автора знаменитой книги «Брестская крепость».

Последние два зала посвящены памяти, которую предстоит сохранить и донести до следующих поколений. Здесь собраны картины и скульптуры, посвященные Брестской крепости. А в сенсорной книге, которую можно листать взмахом руки, записаны имена всех защитников цитадели. При необходимости можно найти информацию о своих родственниках — участниках войны. Для этого следует обратиться к специальной установке, имеющей выход на сайт «ОБД Мемориал» (объединенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период ВОВ и послевоенный период).

Экспозиция получилась продуманной до мелочей. Конечно, впечатляет техническая сторона. Но корреспондент «БГ» советовала бы обратить пристальное внимание на детали менее яркие, но не менее значимые: открытки, фотографии и письма родным, в которых по-настоящему раскрывается история той войны.

Создание экспозиции спонсировало ОАО «Газпром». Художественное решение разрабатывалось минским художником Юрием Суховым при участии творческой группы сотрудников мемориального комплекса. 

«Музей войны — территория Мира» работает с 10.00 до 19.00. Выходной — вторник. Стоимость билета 25 тыс. — для взрослых, 12,5 тыс. — для школьников и студентов.

 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: