Мероприятие, носившее подзаголовок «Театр. Экология. Социальное искусство», включало лекции, кинопоказы, спектакли, концерты в условиях неформальной дружеской обстановки.
Место
Корреспонденты «БГ» не остались в стороне и отправились в деревню Залесье, что в Беловежской пуще. Еще до начала программы поняли — не зря. Даже людям, далеким от культуры, стоит оказаться в этом уникальном природном месте. Залесье находится рядом с древнейшим низинным болотом Дикое, где обитают редкие виды птиц. «Ценность этого места в разнообразии биотопов*. В плане корма, условий гнездования низинное болото — одно из лучших мест. Дикое — одно из самых больших низинных болот, которое сохранилось в почти первозданном виде, — рассказал «БГ» Денис Табунов, председатель Брестского областного отделения общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны». — Что касается Залесья, то это, можно сказать, феномен. Это одно из немногих мест, где гнездится бородатая неясыть. Кроме того, здесь можно встретить вертлявую камышевку и почти все виды сов, которые обитают в Беларуси, за исключением сипухи».
Наиболее подходящим временем для наблюдения за неясытью считается весна, когда птицы расселяются, накапливают массу и активно охотятся. Второй пик приходится на осень. В это время подросшие птенцы начинают расселяться по округе. Правда, молодые птицы проявляют осторожность.
Из местных жителей в Залесье остались бабушки Валя и Маня, которые по вечерам радовали гостей превосходным исполнением народных песен. Оставалось только удивляться, сколько текстов помнят наизусть эти радушные женщины.
Люди
С людьми фесту вообще повезло. Удаленность от цивилизации, необходимость жить в палатках и питаться в буквальном смысле из общего котла поспособствовали открытому общению. Между прочим, на фесте можно было встретить известных персон, которые не были заявлены в программе и приехали просто отдохнуть. Например, музыканта Вовку Плюмбума и поэта Андрея Хадановича. В целом ПРЫЗБА-фест собрал около 150 человек (вместо 100 планируемых).
Дабы гости не скучали в перерывах между дискуссиями и концертами, для них создали пространство «крэатыўнага гультайства». В импровизированной чайной, выполненной в форме вертепа, можно было попробовать волшебный чай, в читальне — найти книжку Гришковца или Кундеры. А в мастерской RE-UP, прибегнув к технологии шелкографии, напечатать на платке, футболке или торбе дизайнерскую сову или логотип феста. Самые креативные придумывали собственный дизайн, используя природные элементы: листья, цветы, травинки.
Программа
Фестиваль стартовал с открытия выставки детского рисунка «Чернобыль», которую собрали организаторы — театр «Крылы халопа». В экспозиции оказались и работы пациентов психоневрологического дома-интерната №3 в Минске, которые привезла арт-терапевт Дарья Яскевич. С одним из художников, Михаилом Буличем, можно было познакомиться и пообщаться.
«Девиантное искусство — сложный феномен, — рассказала Дарья Яскевич корреспонденту «БГ». — Первые отсылки к условно девиантному искусству начались в эпоху модерна. Самым ярким представителем ар брют был художник Жан Дюбюффе. Он одним из первых обратил внимание, что изобразительная деятельность, еще не искусство, людей с психическими особенностями наполнена определенной энергетикой. Проще говоря, он искал очередной источник вдохновения. Это искреннее искусство сумасшедших, исключающее спекуляции. Я приехала сюда с художником Михаилом Буличем. Он давний житель психоневрологического интерната и необыкновенно талантливый художник. Он участник выставок, международных фестивалей». На презентации, посвященной девиантному искусству, Дарья настаивала, чтобы таких авторов воспринимали всерьез. «Пусть это будет девиантный автор, но, прежде всего, автор. Я хочу, чтобы люди видели, что он не нуждается в жалости, что он действительно талантлив», — подчеркнула она.
На фесте можно было послушать лекцию Татьяны Артимович про новую драму, поучаствовать в интереснейшей дискуссии «Должно ли искусство быть социальным?», которую модерировала Ольга Шпарага. А вечером посмотреть фильмы 1920-х годов, которые привез минский проект «Кинемо». Кинопоказ сопровождался живой музыкой, а антуража добавляла полная луна, которая ярко светила на небе.
Последний день ПРЫЗБА-феста отметился теневым спектаклем «Аповеды з Вялікага Сяла», в котором участвовали ребята от 5 до 11 лет из окрестных деревень. Прошел показ в местном великосельском клубе.
«Когда зашла речь о том, что мы хотим сделать мероприятие в Великом Селе, мы решили не просто показать концерт, чтобы люди посмотрели и ушли, но и задействовать местных жителей, — рассказала актриса театра «Крылы халопа» Елена Штык. — Когда приезжаешь в деревню, которую не знаешь, придумать, чем привлечь людей, непросто. Мы решили работать с детьми, потому что это веселое занятие».
В основу спектакля легли легенды и истории, рассказанные местными жителями. «Все началось с того, что мы ходили по деревням и собирали истории. Первый опыт был не очень удачным, но потом дошло до того, что мы говорили с людьми по два часа и уходить не хотелось. Историй было много. Те истории, которые в итоге рассказали в спектакле, выбирали сами дети».
Получившаяся постановка, наряду со спектаклем «Чернобыль» (см. стр. 23), стала частью проекта «Гісторыі Беларусі» театра «Крылы халопа».
Биотоп* — участок среды обитания растительных и животных организмов, характеризующийся однородными условиями существования.
Материалы по теме:
На ПРЫЗБА-фесте прошла белорусская премьера постановки «Чернобыль»
Найдется ли для человека «Земля Б», рассуждал театр «Венгайты» на «ПРЫЗБА-фесте»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: