«Порой не представляешь, что получится»
Имя Петра Кузьмича недавно возникло на художественном небосклоне Беларуси. Однако фамилия известна давно и за пределами родной страны. В мастерской, куда корреспондентов «БГ» пригласил Петр, некогда создавал копию креста Ефросиньи Полоцкой его отец — Николай Кузьмич.
Возможно, занятие отца и предопределило судьбу художника-эмальера Петра Кузьмича. «Я не могу сказать, что решение стать художником пришло в детстве. Решения как такового и не было, — рассказал Петр Кузьмич. — Я помню, как проводил время в мастерской, помогал отцу. Я ездил с ним в Минск к владыке Филарету, когда отец делал крест Ефросиньи Полоцкой. Мне всегда нравились творческая обстановка, запах масляных красок, нравилось находиться среди художников. Потом я поступил в Белорусскую академию искусств».
Учился Петр Кузьмич на отделении «Керамика» кафедры декоративно-прикладного искусства. Керамикой он занимается и сейчас. На столе в мастерской стоит чайник, будто сшитый из пластин глины.
Но приоритетным направлением сегодня стала эмаль. «Она показалась мне загадочным материалом, — объяснил художник. — Мне интересно пробовать новые эффекты, потому что порой не представляешь, что получится. Исходя из опыта, можно предположить, как поведет себя эмаль, какой даст цвет при соприкосновении с металлом, но в 20% случаев получается по-другому. Мне нравится такое выражение — «огнем рожденное искусство».
«Повторяться не хочу»
Работы Петра Кузьмича очаровывают и завораживают. Первая персональная выставка художника «Современная художественная эмаль» прошла в Бресте в октябре 2014 года. Чуть раньше с объектами, составившими экспозицию, познакомились минчане — те были представлены в Центре современных искусств в рамках совместного проекта Transforma с Мировладом Палачичем и Виктором Астером.
Одновременно выразительные и лаконичные работы Петра Кузьмича, выполненные в технике горячей эмали, конечно, нельзя трактовать однозначно. О них хочется сказать — наполненные жизнью. Жизнь несут сами названия «Движение», «Метаморфозы», «Трансформация». «Времена года» рассказывают о ласковых морских волнах, усыпанном звездами августовском небе, порывистом ветре, который кружит последние грязно-желтые листья. Триптих «Черное и белое» — стальные пластины, простроченные проволокой — завораживает тысячей оттенков переливающегося черного цвета. Работы производят интересное впечатление: их нельзя назвать пестрыми, поражающими буйством красок, но вместе с тем они яркие, экспрессивные.Впрочем, сейчас художник решил отойти от крупных форм. На ближайшей выставке, которая пройдет в Ружанах, будут экспонироваться не только объекты, которые удалось увидеть брестчанам, но и ювелирные работы, мелкая пластика. «Мне нравятся объекты, которые были представлены на первой выставке, — отметил художник. — Но я отработал эту технику и повторяться не хочу».
Разговаривая с корреспондентами «БГ», Петр Кузьмич достал с полки небольшую пластилиновую птичку. «Она будет полностью натуральная, — пояснил он. — Пластилин — это первый процесс. Потом нужно снять гипсовую форму. Отливаться птичка будет из серебра, добавятся эмаль, позолота, гильошировка».
«Художнику важно заявить о себе»
О своих работах Петр говорит с любовью. Хотя быть художником-эмальером в Беларуси, пожалуй, непросто. «Можно по пальцам пересчитать тех, кто занимается эмалью. Во-первых, у нас нет базы. В университетах ювелиров не готовят. В Белорусской академии искусств есть отделение металла, но они мало занимаются эмалью, — отметил художник. — Да и материал у нас негде купить. Приходится покупать эмаль в России, Литве, Франции».
Общей не только для эмальеров, но и для всех художников становится нехватка выставочных залов. «Например, в Европе много выставочных центров, галерей. У нас большинство выставочных залов государственные, их немного, — рассказал Петр. — Это большая проблема, потому что художнику важно заявить о себе».
Тем не менее у Петра немало творческих планов. Помимо организации собственной выставки, он планирует попробовать себя в качестве куратора. «Я загорелся идеей курировать молодежную выставку. На ней будут собраны работы художников из Минска и Бреста до 35 лет, — пояснил он. — Мне кажется, талантливых ребят много, и хочется познакомить с их творчеством Брест».
И все же художник, живущий в городе над Бугом, надеется переехать в столицу. Там случается большинство культурных событий, там живут друзья, с которыми он вместе оканчивал академию искусств. Но пока Бресту везет: удивительные работы из эмали и металла рождаются именно здесь.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: