Categories: Культура

«Белая Вежа». Брестский театр драмы представил постановку «Дзяды»

Зал погружен в темноту. На сцене - проекция монумента «Мужество» в Брестской крепости. Между рядами ходит режиссер Павел Пассини, играющий на кларнете. Так начался спектакль «Дзяды».

Share

Премьера состоялась в субботу 12 сентября в рамках XX Международного театрального фестиваля «Белая Вежа». Зрителей попросили не занимать места в первых рядах. Публика перешептывалась — необычно! Актеры будут работать в зале? Нет. Это зрителей вывели на сцену, едва действие началось. Заняв места по кругу, они оказались одновременно и наблюдателями, и участниками постановки.

На сцене, укрытой бумагой (постепенно из-под нее проступит земля), находилось сломанное пианино и такой же «сломанный» манекен. На театральных лесах — белоснежные маски. Вместе со зрителями они «наблюдали» за происходящим.

Действие же разворачивалось нелинейно. Сцены из поэмы Адама Мицкевича режиссер будто встряхнул в калейдоскопе. Встреча Отшельника с ксендзом, разговор сенатора Новосильцева с пани Роллисон, пронзительный монолог Конрада, обряд Дзядов — все перемешалось.

Постепенно к этим сценам добавлялись новые. Павел Пассини, стремясь локализировать спектакль, собрал истории жителей Бреста. Их воспоминания о войне — о любви еврейки и полицая, о матери, которая погибла, закрывая детей от пуль — вплели в полотно спектакля. Эти страшные истории о смерти, предательстве, любви актеры рассказывали, глядя зрителям в глаза. В какой-то момент хотелось отвернуться, но еще больше — смотреть.

Полотно спектакля, поначалу казавшееся рваным, постепенно сплелось воедино. И хотя текст Адама Мицкевича был значительно переработан, режиссер оставил важную мысль. Для того чтобы жить в настоящем, нужно решить вопросы с умершими.

Спектакль, жанр которого определили как обрядовую драму, получился непростым. Это испытание и для актеров, отдающих все эмоции, и для зрителей, которых затягивают в действие, возможно, против их воли. Но, несмотря на это (а возможно, именно поэтому), на «Дзядоў» хочется вернуться.

Для Брестского театра драмы это многообещающая постановка, которая может стимулировать новый этап в его развитии.

Recent Posts

Як Лукашэнка сам сябе абхітрыў і чаму Захад не бачыць яго «гуманнасці»

«Усебеларускі народны сход» які Лукашэнка стварыў як механізм транзіту ўлады, аказаўся пятым колам у сістэме…

24.11.2024

Кого выберет время, или Пропагандистские сказки про выборы в Беларуси и реклама «Орешника»

Пропаганда славит самопровозглашенного. «Миротворец» Трамп и «воинственный» Байден. Новый этап эскалации от «безбашенных». События недели…

24.11.2024

Бесплатные лекарства в Беларуси: кто их может получать и что для этого нужно?

На кого в Беларуси распространяются льготы на покупку лекарств и при каких заболеваниях можно получить…

24.11.2024

Опубликован новый рейтинг паспортов: на каком месте Беларусь?

Компания Henley & Partners представила свежую версию Индекса паспортов. Спойлер: Беларуси доступно такое же количество…

23.11.2024

Отец лишил жизни сына, мужчина избил прутом женщин: собрали самые жуткие происшествия за неделю в Беларуси

Редакция BGmedia собрала самые кринжовые и трагические инциденты в Беларуси, которые произошли на этой неделе.…

23.11.2024

Во имя «сохранения истин веры и добрых нравов»? Режим затыкает рты беларуским католикам

В Беларуси определили новые нормы выступления священнослужителей в СМИ и социальных коммуникациях. BGmedia рассказывает, что…

23.11.2024