БЧБ-тематика никогда не была так популярна, как после 9 августа, отмечают брестские ремесленники. Сегодня небывалый интерес и внимание ко всему бело-красно-белому наблюдается повсеместно. А коль есть спрос, должно быть и предложение.
Кто-то ищет негативные смыслы в БЧБ-символике, проводит границы «раздела» общества по цветовому признаку, а кто-то, может быть, впервые в жизни проникся национальными мотивами, прикупил себе вышиванку и нашел в учебнике истории «Погоню».
Есть спрос – есть и предложение: белорусские ремесленники шьют бело-красных аистов, делают броши с Ниной Багинской, создают «гуляющих» кукол и медведей-«змагароў», ткут пояса и украшают одежду вышивкой с белорусскими орнаментами.
Скажем честно: мы ожидали, что брестские мастера не захотят рассказывать о своих работах в СМИ, хоть и выкладывают фотографии в свободном доступе в интернете. Однако оказалось, что они не прочь порассуждать о «запретном», не считают свое творчество протестным и используют БЧБ-тематику не впервые и не заработка ради, а потому что считают ее частью белорусской истории. Мастера попросили указать только их имена, чтобы не услышать в свой адрес обвинений в рекламе и жажде наживы на популярных тенденциях.
Читайте также: Прошел суд над брестчанкой, задержанной в БЧБ-платье. Дело отправили на доработку
Юрий и Александра, творческий тандем (текстильные украшения и аксессуары)
«Впервые я сделал БЧБ-браслеты 3-4 года назад по заказу магазина, который специализируется на продаже ремесленных изделий. Это были простые полосатые браслеты, но уже тогда мне стало интересно создавать изделия с использованием орнамента. На 100-летие БНР я сделал ограниченную серию, где вместо красной полосы была надпись «БНР-100». В данный момент мы активно используем эту цветовую гамму в своих работах, хотя больше отдаем предпочтение вариантам с орнаментом – его ткать интереснее, чем просто полосатые изделия.
В целом можно сказать, что спрос на символику возрос, но не совсем на наши изделия. Так как качественная и оригинальная ручная работа стоит хороших денег, не все готовы приобрести их. Самый распространенный запрос – «хочу уникальную вещь с БЧБ-орнаментом, но по цене «Али-экспресс». В общем, тут уместнее вопрос – остался ли спрос на ручную работу?».
Опасна не символика, а люди, которые пытаются внести раскол, изобретая странные смыслы.
Не секрет, что магазины подарков и сувениров в национальном стиле подверглись скрытым и явным репрессиям. Магазин «Князь Витаут» в Бресте пережил налоговую проверку, визит ОБЭП (были изъяты белые браслеты, национальные флаги и кепки с «Погоней») и был вынужден искать новое место, поскольку не был продлен договор аренды помещения. Столичный Symbal.by тоже посетила проверка после того, как милиция изъяла у курьера сувенирного магазина 419 футболок с надписью «Псіхоз%». Людей, пришедших поддержать магазин, грубо задержал ОМОН, хотя по официальной версии задержания произошли из-за конфликта с местным жителем.
Спрашиваем у ремесленников, не боятся ли они использовать символику, которая ассоциируется с протестами, и продолжат ли они свое дело, если столкнутся с неофициальным запретом.
БЧБ-символика всегда была, есть и будет частью истории и идентичности.
«Не знаю, чем это чревато для нас, но, даже «если попросят не делать», я все-таки продолжу. Для меня важнее эстетика и мнение клиента, который платит за мою работу, чем мнение идеологов и их желание создать «картинку». Опасна не символика, а люди, которые пытаются внести раскол, изобретая странные смыслы. Для меня БЧБ-символика всегда была, есть и будет частью истории и идентичности. И плюс ко всему, каждый человек волен носить или использовать то, что ему эстетически нравится. А опасность можно усмотреть и в идущем дожде», — говорит Юрий.
Читайте также: Брестчане продолжают придумывать флаги микрорайонов и улиц города. Зацените очередную партию народного БЧБ-креатива
Наталья (вышивка, предметы декора, текстильные игрушки)
«Я всегда интересовалась культурой нашей страны, и вышивкой в первую очередь. Покупала книги, изучала статьи в интернете, с удовольствием посещала различные музеи и тематические выставки, любовалась работами моей бабушки и других родственниц.
Поэтому изделия с использованием национальной символики я изготавливала с самого начала своей ремесленной деятельности. Еще в 2013 году интерьерные игрушки – зайки в белорусском народном костюме – уехали в Ирландию и в Америку. Потом было много других работ: сердечки, украшенные белорусским народным орнаментом, обложки, игрушки, небольшая коллекция брошей, ключницы и даже рождественские елочки!
На сегодняшний день эти изделия не утратили своей актуальности, и на ярмарках или в магазинах изделий ручной работы их покупают первыми. В своем творчестве я сделала принципиально новый шаг: стала разрабатывать собственные схемы вышивки с использованием традиционных белорусских орнаментов. И появление некоторых из них, естественно, связано с событиями, происходящими в нашей стране, от которых я как гражданин не могу остаться в стороне. Например — дизайн, разработанный на основе иллюстрации белорусской художницы Руфины Базловой. Можно относиться к этой работе по-разному, но это уже часть нашей истории, которую не хотелось бы забывать.
Наибольшим спросом пользуются небольшие изделия – брелки, сердечки с вышитым орнаментом, броши и ключницы. Иногда спрашивают вышитые рубашки, но это немного не мой формат.
Сочетание белого и красного является одной из наиболее выразительных особенностей этнической культуры белорусов.
Что касается возможности наказания за изготовление таких изделий… Нет, я не боюсь. Ну как можно наказать за культуру? За следование тем традициям, что складывались не годами, а столетиями. В таком случае нужно просто вводить запрет на народную культуру в целом: закрыть этнографический музей, изъять из библиотек и магазинов книги, убрать белорусский орнамент с действующего флага. Но это, согласитесь, глупо. Я не вижу в БЧБ-тематике никакой угрозы кому бы то ни было. Ведь, если обратиться к работам белорусских историков и этнографов (Кацар М.С., Лобачевская О.А., Зимина З.И., Нечаева Г.Р., Романюк М.Ф. и др.), можно узнать, что цветовая диада белого-красного в традициях белорусского этноса сложилась еще в первом тысячелетии нашей эры! Это отражается и в цветовой гамме белорусского народного костюма, и в вышивке, и в ткачестве, и в других видах декора.
Сочетание белого и красного является одной из наиболее выразительных особенностей этнической культуры белорусов. В доминирующей цветовой гамме лишь незначительную, дополняющую роль играл черный или синий цвет. Эта традиция передавалась и сохранялась из поколения в поколение. Белый цвет – любимый цвет белорусов. Натуральный белый цвет – основной в традиционном белорусском костюме. Дополненный красным орнаментом, белый цвет всегда остается доминирующим. Красный цвет вобрал в себя представления белорусского народа о животворности солнца и огня, он символизирует жизнь. Даже самый известный символ нашей страны – белый аист — с цветами своего оперения (белый с добавлением красного и черного) является живым носителем национальной символики цветов белорусского народа».
БЧБ-тематика у нас в стране никогда не была так популярна, как после 9 августа.
Ольга (вышивка бисером)
«Спрос рождает предложение! Ситуация в стране такая, что население разделилось на три лагеря: за власть, за оппозицию и людей, которые остаются в стороне этой ситуации. Те, кто за оппозицию, выбрали своим символом бело красно-белую символику, они же и являются моими заказчиками: кто-то просит только эту расцветку, кто-то хочет добавить белорусский̆ народный орнамент. Украшения с орнаментом я делаю на протяжении 7 лет, так как являюсь членом Белорусского союза мастеров народного творчества.
Заказы поступают разные! В основном — это браслеты и броши с использованием бело- красной расцветки. Конечно, БЧБ-тематика у нас в стране никогда не была так популярна, как после 9 августа. Спрос заметно вырос.
Никакой опасности для общества в бело-красно-белой символике я не вижу. И наказывать мастеров не за что. Закон я знаю и ничего не нарушаю».
Татьяна (вязаные игрушки)
«Кроликов и котиков в вышиванках я начала вязать лет 5-6 назад. Делала их как сувенир для иностранцев. Зайчики получили милое и забавное название «беларускiя трусiкi».
На данный момент переключилась на другую деятельность, но периодически есть заказы и на игрушки, в том числе и в бело-красно-белой гамме. Боюсь ли я пострадать из-за своих зайчиков? Нет, я ничего противозаконного не делаю. Не думаю, что игрушки могут представлять угрозу национальной безопасности. А БЧБ – символ свободной Беларуси!»
Народные мотивы заиграли новыми красками, в них чувствуется история и сила, глубина и наша «свядомасць». Как это можно запретить или остановить?
Читайте также: В Бресте за БЧБ-подсветку в многоэтажке судили председателя правления товарищества собственников
Виктория (бижутерия, украшения для волос)
«Спрос на мои изделия больше зависит от времени года, чем от событий в стране. Необычную бижутерию и украшения больше носят летом, а под верхней одеждой и шапками – что-то попроще. Сейчас заказов немного, но действительно, стали чаще просить бело-красную гамму. Недавно обратилась заказчица с просьбой сделать бело-красный венок для внучки – она с мамой ходит на митинги и, по мнению бабушки, обрадуется такому украшению. Еще обращался магазин, интересовались, можно ли сделать партию БЧБ-сережек. Пришлось отказаться по двум причинам. Во-первых, как и многие мастера, я не люблю делать одинаковые изделия, да еще и партией. Во-вторых… Можете меня не понять, но мне стало страшно за девушек, которые наденут эти серьги. Все мы видим неадекватную реакцию силовиков. Никто не знает, когда очередная волна насилия прокатится по нашему народу. Я вздрогнула, когда представила, что эти БЧБ-серьги могут грубо сорвать с девушки на женском марше, например. Ведь были преценденты – пострадавшие рассказывали, что за символику били особенно жестоко.
Печально, что с протестами вдруг стали ассоциировать и народные орнаменты, традиционные белорусские мотивы. А к ним сейчас действительно обращаются многие мастера. И это замечательно! Наконец туристам (если кто-нибудь рискнет к нам приехать) будет из чего выбрать – на смену скучным магнитикам и прочей невнятной «сувенирке» пришли действительно оригинальные изделия. Смотришь на это разнообразие в интернете (к сожалению, до магазинов доходит немногое) — и душа радуется: какие наши мастера смелые и умелые! Народные мотивы заиграли новыми красками, в них чувствуется история и сила, глубина и наша «свядомасць». Как это можно запретить или остановить? Это то, к чему мы так долго шли, та самая национальная идея, которую нельзя создать в отделах идеологии и «привить» указом, она рождается в сердцах людей и становится частью генетического кода».
«Дело вовсе не в символике или цвете — не они разделяют людей, а сами люди».
Алексей (изделия из кожи, кожаная галантерея):
«Изделия с белорусской символикой я делал давно, задолго до нынешних событий. Кошельки и брелки с тиснением герба «Погоня» пользовались небольшим, но стабильным спросом, я сдавал их на реализацию в магазин, торгующий ремесленными изделиями. Еще до 9 августа появился спрос на простые белые браслеты, которые стали символом честных выборов. Я дополнил их изображением жестов «Верым, можам, пераможам». Потом спрос на браслеты снизился, заказчики стали просить сделать обложки для паспорта, кошельки и брелки в бело-красно-белой гамме, с «Погоней» или надписями «Я белорус», «Я белоруска».
В социальных сетях, где мы выставляем свои работы, люди к нашим изделиям относятся положительно. Редко, но бывает, что появляются негативные комментарии. Мы просто блокируем провокаторов, чтобы не разжигать споры на этой почве. Кстати, еще ни разу не поступал заказ сделать что-то в красно-зеленой гамме. Но если поступит, то сделаю, почему нет. Дело вовсе не в символике или цвете — не они разделяют людей, а сами люди».
«Больно смотреть на искаженные представления и действия тех, кто пытается бороться со всем красно-белым».
Ольга (текстильные игрушки, предметы декора)
«Когда я говорю о Беларуси, я всегда представляю ее в сочетании белого с красным. Это в первую очередь орнамент вышивки красной нитью по белоснежному льну: это — наша история, наши корни и богатое духовное наследие. А еще это аист — символ Беларуси! И эта ассоциация появилась не вчера, а формировалась с того момента, когда я начала заниматься ремесленничеством и создавать сувениры в национальном колорите. Поэтому вопрос о БЧБ-тематике для меня не дело сегодняшних событий, а дань нашим предкам. Для меня это сохранение традиций в современных изделиях, которые будут актуальны в модных интерьерах, а не только в сельских хатках.
Да, я вижу возросший интерес людей к изделиям БЧБ-тематики, но меня радует тот факт, что он был всегда, иначе мне просто некому было бы предлагать свои работы. Так как я мало работаю на заказ, а больше предлагаю уже готовые изделия, то с индивидуальными заказами не сталкивалась, но, думаю, выполнила бы подобный.
К сожалению, как и многим людям, мне сейчас больно смотреть на искаженные представления и действия тех, кто пытается бороться со всем красно-белым. Для меня это — борьба с ветряными мельницами. И да, от такого безобразия мне страшно. Если бы все эти силы направить в правильное русло, то мы могли бы жить совершенно иной жизнью. Мой труд направлен на созидание прекрасного, а не на борьбу и противостояние. Если представить, будто БЧБ-тематика несет угрозу обществу и народу в целом, то тогда нам нужно вычеркнуть из учебников всю нашу историю, закрыть все музеи народного творчества и перестать зваться народом Беларуси. Возможно ли это?»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: