«Каждый творческий человек — немного желтый заяц». В Бресте представят моноспектакль

24.03.2017 15:18

Постановку, созданную по мотивам пьесы Натальи Якушиной «Про меня», покажут в творческом центре «МалМала» 27 марта.
Читайте BGmedia в:

За несколько дней до премьеры «БГ» поговорила с актрисой Ириной Пашечко и режиссером Денисом Федоровым о том, чего ждать от спектакля.

 

— Как возникла идея спектакля?

Ирина: Я давно предлагала Денису поработать вместе. Я почувствовала, что готова к такой серьезной работе как моноспектакль, и начала Денису докучать — давай что-нибудь сделаем. Через какое-то время он сдался.

 

Денис: На «Белой Веже» я познакомился с Наташей Якушиной. Она родом из Бреста, писательница, окончил литературный институт в Москве, ведет там активную культурную жизнь. И еще она блогер в фейсбуке. Она очень популярна, люди активно откликаются на ее посты, спорят. Многие говорили ей, что посты нужно оформить в пьесу, в сценарий. Она это сделала и прислала мне пьесу «Про меня».

На первый взгляд, это просто посты в фейсбуке, между собой не связанные. Но я уловил общий ритм, идею, атмосферу. Я считаю, что она соединила их талантливо. Можно сказать, что это постдраматический театр, эксперимент в чистом виде. Мне стало интересно найти для такого текста адекватное решение.

Мы долго читали эту пьесу, долго думали над ней. Потом начали изучать Наталью «под микроскопом». Смотреть, что новое она пишет. Она каждый день выкладывает по 10 постов. Может написать, как вышла на улицу и встретила бомжа. Может о чем-то серьезном, о политике.

 

Ирина: Ей, например, часто снится Путин. Это тоже вызывает бурную реакцию в комментариях.

— О чем будет постановка?

Денис: Мы сосредоточились на человеческих отношениях. Спектакль будет о том, что странных людей нет. Клише, которое навешивают, всегда очень условно. Например, Наташа рассказывала, что в Бресте ее считали странной. Сложно сказать почему. Но когда она уехала в Москву, нашла свою среду — писателей, художников. Там она чувствует себя в своей тарелке.

 

Ирина: Мне кажется, люди не понимали ее творческую активность. Еще мы поменяли название на «Желтый заяц». В пьесе есть стихотворение, которое ей прислал знакомый поэт. Называется «Любовь желтых зайцев». И мы как-то зацепились за это. Денис вчера сказал, что желтый заяц — это как белая ворона.

Вообще, Наташа на протяжении пьесы задается вопросами. А я вообще нормальная? А как живут нормальные люди? Чем здоровое мышление отличается от нездорового? Почему люди делят: этот нормальный, этот ненормальный? Вот он поступает не как все — он ненормальный?

 

Денис: Любой творческий человек, можно сказать, ненормальный. Творчество — это выход за обыденность. Когда ты в реальности замечаешь что-то особенное. Поэтому спектакль посвящен всем творческим людям – «желтым зайцам».

 

— На спектакль придут не только «желтые зайцы», но и те, кто далек от творчества. На ваш взгляд, как они его воспримут?

Ирина: Я думаю, что им должно быть интересно, потому что каждый человек задается какими-то вопросами, находит мелочи, на которых заостряет внимание. Например, едет в общественном транспорте и думает: что рядом с ним человек читает, что разглядывает девушка в телефоне.

 

Денис: В спектакле много про нашу жизнь. Наташа просто замечает что-то необычное. Она выходит из подъезда — это уже история, проехалась в метро — это уже сюжет.

Вопрос к Ирине. Каково тебе работать над первым моноспектаклем?

Ирина: Технически сложнее, чем с остальными спектаклями. Но внутренне легко. Я боялась, приступая к работе, что будет не за кого зацепиться. Но пока репетировали, все было нормально.

Технически сложно потому, что я никогда не сталкивалась с таким количеством текста, который нужно выстроить по динамике, чтобы он был не монотонным, сложить из него целый рассказ. Нужно час и 20 минут держать внимание зрителя. Надеюсь, я справлюсь.

 

Пьеса показалась тебе близкой, когда ты ее прочитала впервые?

Ирина: Она мне показалась интересной, но не близкой. Потом, когда я начала ее разбирать, подумала: какой кошмар, я не понимаю, о чем она! Это можно сравнить с тем, как если бы я кому-то залезла в голову и прочитала чужие мысли.

Но чем больше я разбирала пьесу, тем проще становилось. Будто пазл сложился. Она стала открываться, это чувство волшебное. Для меня пьеса достаточно многогранная получилась.

 

А в чем режиссерская работа заключается в моноспектакле?

Денис: В том, чтобы ее не было видно.

 

Ирина: Денис скромничает. Он придумал концепцию спектакля. Я же не просто стою и болтаю. Я проделала большую домашнюю работу, но без Дениса не смогла бы увидеть со стороны важные вещи, расставить акценты, мизансцены. Тут их немного, но они играют важную роль. Потому что изначально это был документальный театр, а теперь уже не совсем. Костюм придумал тоже он.

 

Денис: В моноспектакле надо почувствовать друг друга, найти созвучные мысли. Сделать так, чтобы актеру в моноспектакле было комфортно существовать, чтобы он открыл себя.

 

Ирина: У нас репетиции каждый день начитаются с того, что мы с Денисом часа полтора просто пьем чай и говорим обо всем. Это происходит не натянуто, а само собой. От этого действительно легче работать. Мы же до этого по жизни особо не общались. Хотя сколько в театре работали вместе. Но ни в одной работе не столкнулись. Он мне доверил только быть голосом Щуки в сказке про Емелю.

 

Когда я только прочитала пьесу, мне показалось, что она про интернет. Это не так?

Денис: Возможно, какие-то моменты будут угадываться. Здесь есть упоминания про фейсбук. Но мне кажется, что люди перебрались в интернет, но остались людьми. У них те же самые проблемы, что они обсуждали когда-то на кухне.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.