«Белая Вежа-2017»: «Опиум» — спектакль про нашу жизнь

Спектакль «Опиум» уже сейчас можно назвать одним из ярчайших на «Белой Веже».

Share

Правда, пересматривать его не хочется — и так горько от увиденного.

Постановка режиссера Александра Марченко по пьесе белорусского драматурга Виталия Королева, которую представили на фестивале 9 сентября, рассказывает о семье из Рогачева. Ничего необычного: мать-пенсионерка, 26-летний сын Николай работает завскладом, а старшеклассник Андрей готовится к поступлению в Минск. Живут герои скромно, но нормально, «все как у людей». Но Николая увольняют с работы. Время между тем непростое.

И ведут герои до боли знакомые разговоры: где найти работу, как сэкономить, что будет, если младший не поступит на бюджет. Да еще декрет о тунеядцах приняли — вдруг Николай под него подпадет. «Если положить в унитаз двухлитровую пластиковую бутылку, то расход воды при сливе будет меньше», — рассуждает мать. И от этих реплик идет мороз по коже: настолько они узнаваемы и печальны. И вот Николай, у которого не получается в Беларуси заработать достаточно денег, чтобы обеспечить семью, решается на крайнюю меру — поехать в Украину работать в тылу.

Спектакль Центра визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн» интересно решен визуально. Можно было бы «поселить» героев в квартире, где стоит старенькая мебель и на стенах висят советские ковры. Но художник Андрей Жигур поместил их в пространство с белыми экранами и ящиками с землей. Эту землю артисты пересыпают бесконечно. Создается ощущение искусственности происходящего. Будто бы герои — дети, которые заигрались в песочнице. Деньги у них сыплются как песок, вместо настоящей еды — наполненные землей тарелки и стаканы. Эта искусственность отчасти гасит тот жесткий текст, который льется со сцены. Жаль, что в жизни нельзя заменить еду песочными куличиками.

Впрочем, после монолога Юлианны Михневич, играющей мать, которая отчаянно не хочет отпускать сына на войну, зрительницы в зале все равно начинают всхлипывать. Трудно не проникнуться тем ужасом, который испытывает героиня.

Создатели спектакля оставили открытый финал. Поначалу от этого чувствуешь обман, но минуту спустя понимаешь — и хорошо, что так. Хотя для некоторых зрителей итог истории ясен, хочется оставить хотя бы крошечную надежду на лучшее.

После просмотра таких постановок неизбежно возникают дискуссии: стоит ли ставить настолько реалистичные вещи, уместна ли на сцене нецензурная речь, каким должен быть театр вообще. Но театр, наверное, ничего не должен. И тем более его функция не может сводиться к тому, чтобы развлекать. Людям нужна возможность выбора. В случае с «Опиумом» зрители проголосовали «за» еще до премьеры — спектакль был создан при поддержке зрителей и краудфандинговой платформы ulej.by.

«Опиум» — это история про нашу реальность. Не только про рост коммуналки, закон о тунеядцах и дебаты о происходящем в Украине. Это еще и история про любовь, отчаяние, надежду, которая, к счастью, появилась на белорусской сцене.

 

Театральные критики о спектакле «Опиум»

Людмила Громыко (Беларусь):

— Спектакль появился два года назад, и он сохраняется, пульсирует вместе с жизнью. Я и сейчас переживаю какие-то вещи снова очень остро, потому что это правда, это про нас, наших друзей, про все, в чем мы существовали и продолжаем существовать, разложенное на множество молекул и смыслов. Это разговор о жизни современного человека, том, чем белорусский спектакль перестал заниматься или занимается несколько иносказательно. Здесь правда в глаза.

Мария Танана (Литва):

— Чисто по-человечески я счастлива, что приехала на фестиваль даже ради этого одного спектакля. Мои коллеги из Беларуси часто критикуют белорусский театр. Но он ставит проблемы сегодняшнего дня, пытается их решить и решает неоднозначно. Остается полярность восприятия, полярность осмысления. Человеческая жизнь, наша жизнь, привносится на сцену, и этому по-настоящему веришь. В спектакле фантастическая сценография, и она работает. Великолепные актерские работы, каждый герой кажется сошедшим из толпы твоим соседом, твоим близким. Меня эмоционально спектакль захватил, потряс и удивил.

Recent Posts

Кого выберет время, или Пропагандистские сказки про выборы в Беларуси и реклама «Орешника»

Пропаганда славит самопровозглашенного. «Миротворец» Трамп и «воинственный» Байден. Новый этап эскалации от «безбашенных». События недели…

24.11.2024

Бесплатные лекарства в Беларуси: кто их может получать и что для этого нужно?

На кого в Беларуси распространяются льготы на покупку лекарств и при каких заболеваниях можно получить…

24.11.2024

Опубликован новый рейтинг паспортов: на каком месте Беларусь?

Компания Henley & Partners представила свежую версию Индекса паспортов. Спойлер: Беларуси доступно такое же количество…

23.11.2024

Отец лишил жизни сына, мужчина избил прутом женщин: собрали самые жуткие происшествия за неделю в Беларуси

Редакция BGmedia собрала самые кринжовые и трагические инциденты в Беларуси, которые произошли на этой неделе.…

23.11.2024

Во имя «сохранения истин веры и добрых нравов»? Режим затыкает рты беларуским католикам

В Беларуси определили новые нормы выступления священнослужителей в СМИ и социальных коммуникациях. BGmedia рассказывает, что…

23.11.2024

«Губернатор — чтобы теплое место не потерять, а остальные?» Как комментируют акцию брестских чиновников с госфлагами

Видео с акцией брестских чиновников опубликовал первый секретарь брестского отделения БРСМ. И он не был…

23.11.2024