Считается, что эпидемии наряду с другими мировыми катаклизмами не знают границ и статуса, все одинаково уязвимы перед ними. Но бытует мнение, что более тонко организованные, творческие личности глобальные кризисы переживают острее. Так ли это? За ответом я обратилась к человеку, который в культурных, да и не в культурных кругах в представлении не нуждается, – художнику Льву Алимову. Произведения этого брестского мастера находятся в музеях и частных коллекциях по обе стороны Атлантики.
Лев Борисович назначил мне встречу в своей мастерской в многоэтажке на брестской набережной. Арендуемая мансарда с видом на Мухавец стала творческой базой мастера еще 20 лет назад. В центре – «кормилец» – офортный станок мастера. Алимов убежден, что у художника должна быть своя мастерская, а тот, кто рисует на кухне, занимается, скорее, хобби, а не искусством. Приятным музыкальным фоном для нашего разговора послужили композиции американского певца Фрэнка Синатры.
Привычный распорядок дня, как признается мой собеседник, за эти месяцы у него не изменился. Алимов продолжает работать в удобном ему ритме. Среди недавних событий – участие в выставке «Человеку нужен человек», открывшейся в Национальном центре современных искусств Беларуси. В новой экспозиции представлена работа Алимова под названием «Общая песня». Это произведение – коллективное творение двух лет кропотливого труда. Захаживающие в алимовскую мастерскую гости оставляли свои автографы, эта тема и послужила основой гравюры, состоящей из рисунков случайных людей.
Справка «БГ»
Художник Лев Алимов родился в 1945 году в Бресте. В 1970 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Работает в станковой и книжной графике. В 1992 году Лев Алимов стал Человеком года в искусстве по версии Кембриджского университета. В 1998 году Биографический институт (США) включил брестского художника в энциклопедический сборник «5 000 личностей мира». В 2009 году награжден медалью Франциска Скорины. В 2012 году был избран почетным зарубежным членом Российской академии художеств. В 2015 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь». Гравюры Льва Алимова находятся в коллекциях десятков музеев мира, в том числе Третьяковской галерее, государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и других.
Читайте также: Белорусские художники запустили онлайн-проект в поддержку врачей. Помочь может каждый
Алимов отмечает, что в эпоху социального дистанцирования как никогда чувствуется потребность в эмпатии и взаимозависимости. Название выставки «Человеку нужен человек» тоже не случайно. Оно позаимствовано из фильма «Солярис» Андрея Тарковского. Живое общение, совместный жизненный опыт – то что раньше было привычным и безусловным, сейчас трансформировалось и находится на стадии осмысления. Новое и неожиданное понимание ценности живого общения и стало отправной точкой и нашего разговора, и недавно открывшейся выставки.
По мнению Льва Борисовича, пандемия – это хорошо продуманная акция не только природы, но и человека, ведь любой глобальный кризис – всегда чей-то прибыльный бизнес: «Представляете, какой рынок сейчас открылся на масках и антисептиках? Как теперь можно нажиться на психологическом неравновесии, заставить человека опустошать магазинные полки, под шумок с работы уволить или на пенсию отправить? Что самое страшное, во время, когда нет крупных войн и человечество неуклонно растет, есть ощущение, что последние события – это какой-то изощренный способ по сокращению населения».
Читайте также: Брестский художник Алексей Погожев о своем творчестве и фотовыставке «Brestyling», вызывающей ностальгические чувства
Стоит отметить, что творческий дух Льва Алимова существует независимо от внешних невзгод. На мой вопрос, испытывает ли он трудности в концентрации в связи с текущими событиями, поступило решительное нет, подкрепленное цитатой из Шекспира «Любое время – время для всего». Лев Борисович, несмотря на пандемию, «происки империализма», протесты за расовую справедливость, сохраняет бодрость духа и причисляет себя к счастливым людям: «У каждого художника масштаб таланта разный. Если сравнивать с птицами, то воробей летит низко, сокол – выше. Я летаю низко, но это мой полет. Свою тропинку в бескрайнем мире искусства нашел».
Художник на заказ работ не пишет, занимается исключительно тем, что ему нравится. Работает в одной технике, считая, что тот, кто может все, не может ничего. Внутренний жесткий критик Алимова всегда предпочитал количеству качество. Художник гордится не своими работами, а силой воли, в пример приводит факт, что бросил пить 43 года назад. Мастер убежден, что внутренняя свобода существует независимо от политических режимов, ее ни за какие деньги не купишь.
*Полную версию интервью можно послушать в аудиоподкасте.
Тайм-коды подкаста:
00 10 О пандемии, одиночестве и веке индивидуализма.
04 47 О буднях художника.
06 22 Почему не обольстился «американ дрим» и остался в Беларуси.
10 02 О сложной технике офорта, которой художник владеет в совершенстве.
13 40 «О поре любви и печали» в жизни мастера.
15 16 О поводе для гордости.
16 37 О профессиональной самореализации.
18 02 О кумирах.
20 17 О вдохновении во время глобального кризиса.
22 19 «Много амбиций, мало кондиции» о молодёжи.
24 19 О творческих планах и не только.
Читайте также: «Идея создания вселенной пришла, когда мы ждали поезд». Брестские музыканты ищут художника для необычного проекта
Читайте также: «Сносить эти здания – значит уничтожать память». Художники увековечили старинные брестские постройки (много фото)
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: