Идея проекта Mater Materia во многом выросла из личного опыта материнства, рассказывает куратор выставки Елизавета Михальчук. «Моему сыну скоро четыре года, я сейчас в активной стадии проживания материнства нахожусь. В какой-то момент я поняла, что современная трактовка материнства, в том числе визуальная, меня не устраивает, потому что она кажется нечестной. Однобокой. Я решила поискать новые визуальные образы материнства, новый визуальный язык», — поделилась она.
Михальчук обратилась к художницам, которые отразили свой опыт материнства — вдохновляющий, пугающий, обогащающий. Проект открыли 19 апреля в «Пространстве КХ» (ул. Халтурина, 2/1).
Некоторые работы художницы создали специально под проект. Антонина Слободчикова и ее дочь Мария Гулина представили инсталляцию Baby Blue. «Baby Blue — это название голубой краски, которой окрашен кукольный домик. Я когда-то сделала его для Маруси, когда она была маленькой. В проекте мы отталкивались от этого домика», — рассказала Слободчикова.
«Мария сама делала коллажи, писала тексты, и мне вообще не рассказывала, что будет. Я в это время мастерила свою работу, пыталась осмыслить очередной опыт материнства, когда ты начинаешь понимать, на что имеешь право, где заканчиваются твои границы. Вроде бы это родной человек, но он автономен. И в этом твоя беспомощность как матери. Ты безгранично любишь, но твоя любовь остается при тебе. Но в то же время это очень интересно. Так что тем, кто не пережил, я, конечно, советую», — призналась художница.
Проект Леси Пчелки назван «Девичья фамилия». Художница работает с генеалогией, архивной фотографией. Она рассказала, что когда восстанавливала ветви своей семьи, то поняла, что женщины теряются в истории: фамилии женщин двух ближайших поколений известны, но чем дальше, чем меньше вероятность, что они сохранятся. «Это такая патриархальная традиция — выстраивать род по фамилии мужа», — подчеркнула Пчелка.
Она отметила, что отрезок времени до замужества — самый важный для любого человека. «Это время, когда происходит взросление, становление человека как личности. И он отрезается от человека, потому что часть его имени заменяется фамилией мужской. Выходя замуж, многие женщины берут фамилию мужа не потому, что они хотят, а потому что так принято в традиционном обществе, таким образом они подтверждают первенство мужа», — считает художница.
Пчелка вышила фамилии женщин красными нитками по фотографии. Вместо фамилий, которые ей не удалось восстановить, — крестик, подобный тому, который ставит неграмотный человек вместо подписи.
Единственная представительница Брестской области — художница Валентина Шохалевич из Кобрина — представила на выставке двух Мадонн. «Когда я собирала проект, я понимала, что мне будет сложно обойти архетип Мадонны, если я говорю о материнстве, — рассказала Михальчик. — Хотелось избежать клише. Мне показалось, что Мадонны Валентины подходят идеально. Они очень трогательные, человечные».
Вышитые полотна Анны Бунделевой «Генетическая память женского тела» говорят о переживаниях женщины, которая не может родить ребенка. Она сталкивается с холодными и мрачными медучреждениями, но на контрасте эти переживания отражены на бархатных ярких полотнах.
Работа Жанны Капустниковой «Гаротніца» переосмысливает еще один канонический образ — пьету, когда Богоматерь держит на руках мертвого Христа.
Выставку Mater Materia можно посетить до 13 мая. Режим работы галереи: четверг, пятница — с 16.00 до 19.00, суббота, воскресенье — с 15.00 до 19.00.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: