Психолог: «Отсутствие способности искать истину приводит к невежеству»

14.06.2022 08:17 Фото носит иллюстративный характер. Источник фото

Доктор психологических наук, профессор – о том, что надо жить даже в тяжелые времена, постоянно задавая себе вопросы о ценностях. Только так можно противостоять пропаганде.
Читайте BGmedia в:

Сейчас в нашем обществе бытуют разные мнения относительно войны (или военной спецоперации, как ее называют российские власти) на территории соседней Украины. Если раньше люди колебались, то в последнее время наблюдается довольно четкая кристаллизация. Общество начинает четко делиться на два полюса. На людей, поддерживающих войну, и на тех, кто всем своим нутром выступает против.

Как это можно объяснить с точки зрения психологии узнали у доктора психологических наук, профессора Лидии Лысюк.

– Я думаю, что картина отношения к происходящему более разнообразна, но поговорим о полюсах. Рассуждать о войне и жертвах – это одно, а быть на войне и жертвой – это совсем другое. Один полюс, скорее всего, способен представить себя на месте тех, кто оказался жертвой агрессии, а другой не может этого сделать, т.к. не хватает воображения и эмпатии (сочувствия).

Кроме этого, у этих двух полярных групп, очевидно, разные картины мира, в центре которых находятся представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В частности, обладаю ли я абсолютной истиной относительно какого-либо вопроса и что это за истина; является ли другой человек ценностью или он обстоятельство моей жизни, имеет ли кто-либо (человек, этнос, государство и пр.) право указывать, как другие должны жить, во что верить, как поступать; допустимо ли силой навязывать кому-либо свой образ жизни и т.п. И еще. Размышляет ли человек о происходящем, пытается ли объяснить себе, что происходит, или, стремясь к тому, чтобы его картина мира и жизнь были стабильны и непротиворечивы, ищет простые успокаивающие ответы на архисложные вопросы наших дней?

Отчего такая степень «духовной милитаризации» в том же российском обществе?

– На этот вопрос невозможно дать краткий и однозначный ответ. Здесь знаний по психологии явно не хватит. Об этом размышляют и историки, и политологи, и культурологи… Выскажу, пожалуй, одну мысль. Дело в том, что противостоять «генеральной линии партии» не просто тяжело, но и опасно. Посмотрите, как массы ополчаются на очень известных людей в России, которые открыто выступили против войны. Присоединиться к большой группе, которая как мантры повторяет шаблонный набор лозунгов и заражает своим агрессивным отношением ко всем несогласным, означает почувствовать себя в определенном смысле безопасно, защищенно. Память о кровавом терроре большевиков и их последователей жива. И не только память.

Есть ли возможности этому противостоять и хоть как-то вернуться к нормальному состоянию общества, когда подавляющее большинство осознает: война – это плохо?

– Интересная информация. В 1950-е годы в ФРГ проводились опросы общественного мнения, касавшиеся отношения граждан к Третьему рейху. В октябре 1951-го 40% опрошенных считали, что 1933-1939 годы – лучший период в немецкой истории. Только к концу 1950-х годов эта доля упала до 10%. В 1952 году треть опрошенных считала Гитлера величайшим государственным деятелем в германской истории. И это несмотря на то, что Германия после войны лежала в руинах.

Читайте также: Доктор психологических наук – о том, как телевизор создает «ментальное королевство кривых зеркал»

Поколение, пропитанное ядом пропаганды, должно физически уйти, чтобы не развращать души своих детей и внуков. Как в Библии: евреи, вышедшие из Египетского рабства, не смогли отказаться от рабского мировоззрения, и даже Бог не смог изменить его. Им было назначено 40 лет хождения по пустыне, пока не умрут те, кто жил под властью фараона.

Еще один интересный момент. Изменения в общественном мнении немцев совпало с радикальными изменениями в экономике: люди стали жить лучше. Как говорится, «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Нормальное состояние общества вытекает из нормального состояния ума людей, когда они руководствуются объективными законами общественной жизни и нравственными ценностями. А пока те, кто может противостоять, противостоят, критически осмысливая происходящее, проверяя ту или иную информацию, а не слепо следуя за дудкой Крысолова.

И все же существует ли некий механизм изменения милитаристского общественного сознания в будущем, с целью не допустить новых мировых трагедий?

– Как показывает история, войны и трагедии повторяются. И пока никто еще не нашел способы их недопущения. Хотя и говорят об экономических и социальных закономерностях развития общества, но в конечном счете события определяются выбором и решениями людей, их способностью брать на себя ответственность за то, что они делают. Подчеркиваю: не за все происходящее, а именно за сферу своей личной ответственности.

Приведу пример уже из нашей жизни. Гуляла недавно с внучкой по парку на востоке Бреста. Смотрю, как коммунальщики рубят подлесок и молодые деревья (дуб, ясень, клен), среди которых птицы свили гнезда и уже птенцы появились… Спрашиваю, зачем вы это делаете? Ответ поражает: «Мы люди простые, что нам скажут, то мы и делаем», – и многозначительно показывают наверх. Точно так же происходит в больших системах. Им сказали, что там нацисты (в Украине, в Донбассе – ред.), они пошли убивать и полетели бомбить. Хотя весь мир знает, что никаких нацистов там нет.

Читайте также: Эксперт: «Россия проиграет. Это будет означать падение Лукашенко и открытие Беларуси к демократическому развитию»

В основе такого разного на первый взгляд поведения лежит один и тот же дефицит критического мышления, способности задавать вопросы «зачем?», «для чего?», «что для меня является важным, а с чем я никогда не соглашусь?», «соответствует ли то, что я слышу, моим представлениям, моим ценностям?», «есть ли доказательства тому, о чем говорят по телевизору?», «а каковы последствия этого действия для меня, для других?» и т.п. Отсутствие способности искать истину приводит к невежеству, которое, по словам Гельвеция, есть «состояние привольное и не требующее от человека никакого труда, потому невежды исчисляются тысячами». И это свойственно людям всех эпох. Например, в средневековье «ведьм» на кострах сжигали тысячами и большинство с упоением смотрело на их мучительную смерть в огне.

То есть вы хотите сказать, что мы уже возвращаемся в средневековье?

– В определенном смысле мы оттуда не выходили. Природа человека, в отличие от прогресса в науке, технике, остается практически неизменной. Еву и Адама еще в Эдемском саду удалось соблазнить, сыграв на их стремлении «стать как боги». Не тщеславие ли (тщетная, пустая слава) движет теми, кто хочет навязать свою волю другим людям, сообществам, странам? Оборотной, скрытой стороной тщеславия является ущемленное самолюбие, зависть и как компенсация – чувство превосходства над другими людьми. Смотрите, как легко управлять, манипулировать сознанием и поведением бедных, невежественных людей, особенно в эпоху телевидения и интернета.

Значит, марксисты были правы: бытие определяет сознание?

– Да, материальное неблагополучие, низкий уровень образованности делает человека более слабым и уязвимым. Но возникает вопрос, почему страны с равными природными ресурсами резко отличаются по уровню материального благосостояния? Или еще интереснее: почему население в некоторых странах с бедными недрами живет намного лучше, чем в странах с богатейшими запасами природных ископаемых?

Читайте также: Шрайбман — о Лукашенко: «С чего он должен меняться? Он убедится, что прав, что прижал, пересидел, а вы сдались»

Фрэнсис Фукуяма, американский философ, политолог, политический экономист и писатель доказывает, что процветание общества определяется уровнем доверия на всех его уровнях. Не рыночной экономикой самой по себе, не научно-техническим прогрессом, а тем, как люди относятся друг к другу, как они относятся к институтам власти (насколько доверяют им) и чем руководствуется власть в своем поведении – стремлением к личному обогащению или желанием повышать уровень благосостояния общества, в первую очередь заботясь о нравственности.

И об этом тоже было известно уже в древние времена. В Библии ясно указаны критерии для выбора царя: «чтобы он не умножал себе коней», «чтобы не умножал жен», «чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно», «чтобы старался исполнять все слова закона и чтобы не уклонялся от закона ни направо, ни налево», «чтобы не надмевалось сердце его».

В частных разговорах, а также в соцсетях нередко встречаются ситуации, когда люди стесняются делиться эмоциями, лишний раз публиковать фото из мирной жизни, чтобы не показаться циничным или бездушным. Нужно ли прятать свои чувства в это тяжелое для всех время? Или наоборот?

– В тяжелом времени, однако, мы продолжаем жить. Полнота жизни никуда не ушла, она стала другой. Наверное, более насыщенной эмоциями, которые часто очень сильны и болезненны. Но чтобы они не застряли в нашей душе, ими нужно делиться, говорить с кем-то о своих страхах, гневе, печали.

Читайте также: «Это наш сигнал миру, что Беларусь не Россия»: беларусам предлагают высказаться за европейский выбор

Это один из важных способов справляться с невыносимостью происходящего. Это культура отношений, культура развития человеческого в человеке – умения сочувствовать, заботиться, сопереживать. И среди хаоса и катастроф встреча с добром, красотой непременно вызовет самые теплые чувства, которыми тоже следует делиться, чтобы их преумножать в себе и в других. Для настоящего и будущего.

Я теперь часто вспоминаю свой разговор с коллегой из Ровно 24 февраля. Когда я ей позвонила в растерянности в первые часы войны, когда многие украинские города бомбили и обстреливали ракетами, и спросила: «Как ты?». Она мне уверенно ответила: «Собираю антикризисных психологов, начинаем работать». Я тогда поняла, насколько глубокий смысл в этих словах. Надо жить!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: