В Бресте найдена большая партия надгробных плит с еврейского кладбища

21.07.2014 09:27

При рытье котлована под супермаркет строители обнаружили огромное количество еврейских надгробий. Сейчас мацевы извлекают из земли и вывозят.

Читайте BGmedia в:

Кладбища нет, но остались мацевы

Еврейское кладбище в областном центре ликвидировали еще в 50-х годах прошлого века, построив на месте его стадион «Локомотив». Однако могильные плиты с него до сих пор находят в разных частях города. Больше всего их обнаруживалось в 1-м Минском переулке. До 2004 года во многих дворах частных домов, а также за их пределами мацевы использовались для мощения дорожек. В течение почти полувека горожане ходили по могильным плитам, прежде чем по просьбе регионального центра «Холокост» жилищно-коммунальная служба их собрала и вывезла на хранение в один из казематов Брестской крепости.

Задумка создания лапидария у тогдашнего руководителя центра «Холокост» Аркадия Бляхера возникла очень давно. Он должен был появиться там, где когда-то было еврейское кладбище, рядом со стадионом «Локомотив». Город обрел бы памятное место, где выходцы из Бреста могли поклониться своим предкам.

Сейчас снова нашли большую партию надгробных плит в 1-м Минском переулке. Каким образом они оказались под землей — загадка. Объемы находки, не исключено, превышают все обнаруженное ранее.

«Мацев очень много, мы их находим буквально на всей территории, где ведется строительство»

«Мацев очень много, мы их находим буквально на всей территории, где ведется строительство, — поясняет Александр Бондарь, ведущий инженер отдела капитального строительства управляющей компании «Глера Тау» ИООО. — В некоторых местах они были уложены в два слоя. Находились надгробные плиты всего в 15 сантиметрах под землей, но часть залегала примерно на глубине 2 метров. Все подвалы домов ими были завалены, а порой вроде и здания на том месте не стояли, но были какие-то ямы, в них среди разного мусора — мацевы».

Помогают строители и историки

О своей находке строители сразу же известили председателя еврейской общины.

«Александр позвонил мне и спросил, что с этим делать, — говорит Регина Симоненко. — Он поинтересовался, есть ли такое место, куда можно было бы перевезти мацевы. Нашлись у общины небольшие средства, чтобы нанять рабочих, и часть надгробных плит была изъята из земли, отсортирована и перевезена в каземат Брестской крепости. Однако на месте строительства их оставалось еще очень много. Мацевы необходимо извлечь из земли, отсортировать и вывезти. Встал вопрос, где взять людские и материальные ресурсы для этой работы.

Думаю, что тут сам Всевышний оказался на нашей стороне. 5 июня ко мне обратилась преподаватель Брестского государственного университета им. Пушкина Ирина Вавренюк. Ее интересовали мацевы и проект лапидария. Я рассказала, что найдена большая партия надгробных плит и их нужно аккуратно собрать и перевезти на место хранения. Она согласилась вместе со студентами-историками помочь нам это сделать. Студенты проходили практику под ее руководством. Ребята работали великолепно, хотя это нелегкий труд. В итоге очередная партия мацев извлечена из земли и перевезена к месту хранения. Однако скоро у студентов закончится практика, нужно думать, как выходить из положения дальше».

Лапидарий (от лат. lapis — «камень») — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах, в том числе и на надгробиях.

Кстати, при извлечении надгробных плит было найдено много предметов, представляющих историческую ценность. К примеру, старинная стеклянная чернильница, австрийская фляжка 1918 года…

«Однако в задании на проектирование оговорен момент, что все находки передаются столичным археологам, — с сожалением сообщает Александр Бондарь. Так что находки не достанутся брестским музеям».

Будто голос из прошлого

Почему надгробные плиты с ликвидированного еврейского кладбища спрятали в земле, от кого?

«Я нашла в одной польской статье сведения, что именно в 1956 году сразу после сноса еврейского кладбища в 1-м Минском переулке стали складироваться мацевы, — поясняет преподаватель кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. Пушкина Ирина Вавренюк. — Мацевы делались из песчаника. В основном уложены они надписями вниз, что плюс для их сохранности. Население вовсе не рассматривало их как могильные плиты и использовало для хозяйственных нужд. Одной бабушке, у которой ими были вымощены дорожки, я объяснила, что такое мацевы. А она мне ответила, мол, если дашь мне взамен обычную плитку — забирай.

Мацевами я занимаюсь по роду своей научной деятельности. В ходе историко-краеведческой практики студенты 1-го курса исторического факультета изучают наследие местной еврейской общины. Факультет с ней сотрудничает давно. Мы нашли возможность помочь общине и местным краеведам: извлечь мацевы из земли, отсортировать их. На данный момент они очищаются, складируются и фотографируются, а в последующем будем пытаться их переводить, изучать, систематизировать. Полученная информация будет использоваться в научной деятельности по теме материального наследия евреев Беларуси. Есть уже определенные достижения. Например, в этом году на научно-практической конференции студент 3-го курса истфака Андрей Воробей занял первое место с докладом «Талмуд Торы Западной Белоруссии 1921 — 1939 гг.» Такого рода работы очень популярны на историческом факультете».

«Изображения человека на еврейских надгробных плитах недопустимы».

Неординарные находки

К груде земли подъезжал экскаватор, слегка приподнимал ее, и становилось очевидным, что она просто нашпигована мацевами и их фрагментами. Первокурсники истфака Владислав Цевилюк, Артем Соик, Иван Наход и Павел Романович привычно извлекали обнажившиеся плиты и складывали те, что с надписями и рисунками, отдельно от фрагментов, на которых таковые отсутствовали. Их однокурсница Яна Прокопчук тщательно фотографировала все надгробия с вязью иврита и картинками.

«На мацевах высекались символы в виде животных и растений, — каждую заслуживающую внимания находку Ирина Ильинична сопровождает комментариями. — Изображения человека на еврейских надгробных плитах недопустимы. Все, что могло там быть, — это рука или две руки».

К примеру, сломанная роза означает, что надгробие с могилы девушки, поникший цветок — умерла девочка. Еврейское совершеннолетие наступает в 12 — 13 лет.

Были здесь, по словам Ирины Вавренюк, и весьма неординарные находки. К примеру, недавно ребята откопали мраморную полукруглую стелу, похожую на греческую. Видимо, под ней покоился очень богатый человек. А на одной мацеве имя погребенной — Ребекка Кох — было написано на идиш, иврите и польском языке. В 30-е годы женщина умерла здесь и была похоронена. Скорее всего, она была переселенкой, отсюда и необычная надпись… Ведь местные ортодоксы так не делали никогда, это огромная редкость. На мацевах писали исключительно на иврите, а идиш — это только бытовой язык.

«Это наш долг по отношению к истории»

Корреспондент «БГ» побеседовала и со студентами, которые занимались раскопками. Вот что они рассказали:

«Нас направили сюда на две недели, практику отрабатывать. Но нам самим это очень интересно, мы ведь учимся на историческом факультете. При раскопках такие необычные экземпляры могильных плит попадаются, а за ними стоят очень занимательные истории, зашифрованные в символах».

«Нашу работу здесь я назвал бы патриотичной, — добавляет Артем Соик. — Это наш долг по отношению к истории. Не важно, еврейская она и ли еще чья-то. Мы взяли ответственность за это дело. Люди, чей покой когда-то хранили найденные здесь мацевы, жили на брестской земле, где сейчас живем мы. Наша история очень тесно связана с историей евреев, ведь, к примеру, в предвоенное время население Бреста более чем наполовину состояло из людей этой национальности».

Руководитель практики Ирина Вавренюк сообщила, что в крепости их уже ждет большая часть студенческой группы.

«Груженная мацевами машина сейчас прямо туда и отправится, — говорит она. — Там наши студенты Руслан Галах, Борис Зинович, Кирилл Карпинчик, Федор Мартынович, Евгений Оробейко Виталий Филанович, Денис Шестопалов, Иван Хилькович и Кирилл Гавриленко сразу же аккуратно разгрузят мацевы. Им в качестве волонтеров вызвались помогать два брестских одиннадцатиклассника: Виталий Вавренюк (СШ №8) и Ксения Шевчук (СШ №6). Ребята еще более тщательно очистят надгробные плиты, отсортируют и сложат. Для строительства лапидария в первую очередь будут использованы мацевы и их фрагменты с рисунками и надписями».

Без поддержки властей не обойтись

Так случилось, что постройка лапидария затянулась на долгие годы. Причин тому множество. Порой казалось, что вот на этот раз все обязательно получится, ведь было уже и разрешение, и даже проект объекта… Но все снова неожиданно срывалось. Поэтому мы поинтересовались у Регины Симоненко, как обстоят дела сейчас.

«О проекте создания лапидария столько писали и говорили, что этого, на мой взгляд, вполне достаточно, — отвечает она. — Скажу одно: спонсоры нашлись, кто конкретно, мне сейчас называть не хотелось бы. Дело в том, что финансовую помощь в реализации проекта одновременно предложили сразу с нескольких сторон. Могу лишь отметить, что все спонсоры иностранные, это потомки выходцев из Бреста».

Еврейское кладбище Бреста пережило Великую Отечественную войну. И это несмотря на то, что оккупационные власти предлагали горожанам мацевы для хозяйственных нужд за символическую плату. Сохранились архивные документы, свидетельствующие о данном факте. Желающих тогда так и не нашлось. Исчезло еврейское кладбище с лица земли в 1956 году, снесли его по распоряжению тогдашних городских властей.

В 2004 году мацевы были демонтированы и перевезены на место складирования с помощью Брестского горисполкома.

Наличие спонсоров, конечно, замечательно. Это дань потомков своим предкам. Однако понятно, что без поддержки города в таком вопросе никак не обойтись. При содействии горисполкома все препятствия преодолевались бы куда проще.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.