С 2020 года в языке беларусов — аналитиков, СМИ, рядовых граждан — постоянно присутствуют понятия «травма», «травматизация», «травмирующий опыт», «коллективная травма». Констатируется, что беларусы получили коллективную травму, до сих пор находятся в травме. На это обращает внимание социолог, старший аналитик «Центра новых идей» Геннадий Коршунов.
«И что дальше? Что дальше – ничего не понятно. Кроме того, что некритическое использование сложного понятия не способствует ни осмысленному описанию прошлого, ни рациональному восприятию настоящего, ни конструктивному построению будущего. Разве что укрепляет виктимность и пресловутое чувство выученной беспомощности в обществе», — считает социолог.
Читайте также: Насколько часто беларусы сталкиваются с дискриминацией за границей? Опрос диаспоры в Польше, Литве и Грузии
С такими сильными словами, как «травма» и «коллективная травма», нужно обходиться очень аккуратно. Тем более, что даже в научном сообществе нет единого общепринятого понимания того, что есть «коллективная травма».
Медико-клинический подход делает упор на таких вещах как «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) и «психотравма». Социально-философская традиция под влиянием психоанализа изучает природу травмы как уникального комплексного феномена. Социолого-культурологическое направление нацелено на изучение исторических нарративов и их воздействия на большие (религиозные, этнические, национальные) группы людей.
Такие исследования в основном ориентируются на события прошлого, иногда очень далекого, и поэтому мало могут дать для понимания беларуской ситуации.
«Вместе с тем есть и то, что можно и нужно заимствовать из опыта анализа как исторических коллективных травм, так и медицинского запаса исследования ПТСР.
Как минимум, нужно очень четко различать такие вещи как «травмирующих опыт», «травма» и «посттравматический рост».
Травматический опыт — ситуация на грани способностей человека (группы, общества) пережить ее. Она разделяет жизнь на «до» и «после». 2020 год и последующие события — травматический опыт для беларусов, и мы продолжаем его получать.
Травмирующий опыт — это не только насилие в отношении лично вас, но и в отношении близких людей, это то, что вы видите и слышите, читаете в новостях.
Читайте также: 20% протестной части общества подверглось насилию, 50% видело его своими глазами. Социологи оценивают масштаб репрессий
Однако травматический опыт и травма — не одно и то же.
«Травма случается тогда, когда у субъекта не хватает способностей, навыков, ресурсов, чтобы пережить травмирующее событие. Работающие на уровне индивида психологи в таком случае говорят, что «человек застревает в травме». Такое «застревание» приводит к повышенному уровню тревожности, страхам, социальной пассивности, развитию неэффективных жизненных стратегий.
На уровне общества травма формируется и проявляется в разрушении бытовавшей ранее картины мира, в фиксации на прошлом, в накапливающихся обидах, в навязчивых поисках виноватых и прочем ресентименте.
Эти тенденции мы сегодня легко можем наблюдать в беларуском медиапространстве: начиная от взаимных обвинений между уехавшими и оставшимися и заканчивая информационными разборками в рядах опинионмейкеров. Однако можно ли говорить, что эти тенденции сегодня являются всеобщими или хотя бы преобладающими? Наверное, нельзя так говорить».
Кстати, в чем-то похожие проявления есть и в провластных нарративах: выступлениях Лукашенко и словах простых «ябатек». Однако это тема отдельного разговора.
Главный вопрос: если не травма, то что? Какой еще может быть вариант после травматического опыта?
«Посттравматический рост. Это тот случай, когда субъекту (человеку, группе, обществу) удается прожить травматический опыт без разрушительных последствий (в идеале – даже с прибытком в виде новых навыков, связей, компетенций и прочего)».
Что нужно для такого проживания и «незастревания»?
Специалисты говорят, что помогает:
— общение с близкими людьми и единомышленниками;
— разнообразные телесные практики (зарядка, массаж, йога, баня);
— забота о других, помощь тому, кому сейчас тяжелее (взаимопомощь укрепляют чувство собственного достоинства, имеет ценность);
— внимание себе самому, забота о себе, внимание к повседневности и ее ритуалам;
— фиксация своего опыта (и не только фиксировать свой опыт, вписывать его в общую историю, но и ценить, уважать свой опыт и себя самого);
— поиск и расширение тех сфер сферы, где можно управлять ситуацией и утверждать там свою субъектность, развиваться.
Читайте также: «Не внутренняя эмиграция, а индивидуальное подвижничество». Что противопоставить тотальному катку репрессий?
Как работать на уровне социальных групп и всего общества?
Чтобы травматический опыт не переплавился в какой-нибудь вариант ресентимента или ту же «выученную беспомощность», коллективная травма (общие переживания большого количества людей) должна перейти на другой уровень – на уровень рефлексии.
«Общие эмоции должны быть оформлены культурой и закреплены в разного рода нарративах. Необходима разработка системы смыслов, которая объяснит, что произошло, что происходит и что будет происходить.
Обществу нужна новая, релевантная актуальности картина мира.
Для эффективного преодоления травмы нам нужно знать, где мы выиграли и в чем проиграли, что нас объединяет и в чем мы различаемся, где мы идем и куда стремимся – общество нуждается в реконструкции максимально общей для всех картины мира и утверждения себя в ней как полноценного субъекта».
Для этого у протестной части беларуского общества есть стартовая база:
— общее понимание судьбоносной значимости событий 2020 года;
— чувство гордости за себя и свой народ;
— утверждение того, что беларусы как народ, как нация выходят на новый этап своего развития.
«Мы, беларуские интеллектуалы – исследователи, эксперты, журналисты, люди творческих профессий, политики, публичные люди – должны изучать, фиксировать и развивать эти моменты общего и объединяющего, предлагая стратегическое видение будущего и тактические шаги по его достижению. Это будет иметь не только политический, но и терапевтический эффект», — уверен Геннадий Коршунов.
Читайте также: Беларуская художница, чью вышиванку носит Зеленский: «Для меня это был шок и большая честь»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: