Брестский горисполком направил предписания в учреждения торговли и общественного питания по поводу новогодних украшений. Теперь в декоре заведений приветствуются исключительно «элементы славянского происхождения», которые «не противоречат историческим, культурным и духовным традициям беларуского народа».
«В целях обеспечения единого подхода к использованию традиционных новогодних и рождественских образов» и «продвижения белорусской культуры и традиций» местные власти рекомендуют исключить использование элементов и образов, не свойственных нашим национальным традициям.
Сотрудница одного из магазинов на условиях анонимности рассказала о том, как она общалась с чиновником управления идеологии горисполкома:
— Я позвонила, чтобы уточнить некоторые детали. Все же из письма не совсем ясно, кого можно теперь ставить в качестве украшения зала, кого нельзя — ну, чтобы у нас потом не было проблем. Из разговора я поняла, что Дед-Мороз и Снегурочка — да, а вот Санта Клаус уже под запретом. Даже сани и олени, на которых он ездит, могут вызвать подозрение. Сперва я думала, что это шутка. Но все подтвердилось пару дней спустя, когда нас собрали уже в управлении торговли и разъяснили точь-точь, как мне говорил идеолог.
Читайте также: «Золотые нынче визы»: беларусы — о повышении консульского сбора за польскую визу
Теперь работники кафе и магазинов Бреста вынуждены ломать головы над тем, как, с одной стороны, не обмануть ожидания посетителей, а с другой — не попасть впросак, если вдруг к ним нагрянет проверка из исполкома и увидит в декоре какое-то несоответствие новым требованиям.
— Проблема ведь еще и в том, что мы заказываем фигурки сказочных персонажей в Китае, поскольку в Беларуси их не производят. Китайцы делают так, что не всегда сразу отличишь, где Санта, а где наш Дед-Мороз: есть там борода, нет бороды. Да, собственно, нет между ними никакой особой разницы. Новый год, Рождество — это же мировые праздники, их даже в Индии и в Японии отмечают. И мы всегда украшали так, чтобы было интересно и красочно. А тут какие-то за уши принятые правила, — отметила сотрудница торгового объекта.
К слову, не только внешний антураж заведений нынче должен, по мнению чиновников, соответствовать национальным традициям, извращенным безумной лукашенковской идеологией. Министерство культуры сформировало плейлист для фоновой музыки. В нем указаны песни как современных отечественных и российских исполнителей, так и советские композиции — в исполнении «Песняров», «Верасов», Валентины Толкуновой, Виктории Алешко, Анастасии Кравченко и других. А вот популярные рождественские мелодии зарубежных исполнителей рекомендовано исключить, в крайнем случае свести к минимуму.
— У нас на корпоративах очень часто клиенты просят поставить ABBA Happy New Year или Hark the Herald Angels Sing, I`m Dreaming of a White Christmas и прочие мировые хиты. Но мне уже начальство сказало этим не увлекаться. Мол, если уж очень просят, включи, но разово. А приоритет должен отдаваться композициям типа «Белый снег» в исполнении Таисии Повалий или «Снег кружится» в исполнении «Самоцветов», «Новогодние игрушки» и т.п. — ну, в общем, абы на русском языке. Кстати, на украинском тоже нельзя. У меня из-за этого уже были проблемы, — рассказал нам диджей одного из ресторанов Бреста.
О том, что подобные «рекомендации» внедряют в школах и детских садах, поведали родители юных брестчан. Одна из родительниц, Наталья*, говорит, что в классе, где учится ее дочь, всегда в декабре делали рождественские венки из хвойных веток, но теперь и их признали «элементами чуждой нам культуры». «Просто маразм какой-то», — откровенно высказалась брестчанка.
Читайте также: Почти все занято: посмотрели, какие дома и квартиры еще можно снять в новогоднюю ночь большим компаниям и не только
О том, как оценивать эти нововведения, мы поинтересовались у брестского этнографа и фольклориста:
— Вообще-то наши предки отмечали Новый год без легендарного «оливье», мандаринов, шампанского и даже без пушистой елки с блестящими игрушками. На праздничном столе всегда были постная кутья с грибным квасом да блины на воде. Зимние праздники у наших предков представляли собой единый цикл, который длился более двух недель. А ночь с 31 декабря на 1 января ничем особенным не выделялась. Главным считалось Рождество Христово, которое, кстати, в Беларуси раньше отмечали по григорианскому календарю — 25 декабря. Что касается Нового года, который мы привыкли отмечать 1 января, то он пришел к нам после Октябрьской революции. Примерно сто лет назад большевики всячески пытались искоренить религиозный аспект: никакого упоминания Рождества. Это, по сути, вызвало появление гражданского Нового года и Деда-Мороза, как его главного сказочного атрибута. Елку советская власть переняла от Рождества. Ну, а уже после второй мировой войны стала постепенно, шаг за шагом, вырабатываться новая мифология — с оливье, и селедкой «под шубой», шампанским, мандаринами и другими атрибутами, которые теперь хорошо известны каждому школьнику, но которые не имеют никакого отношения к древнеславянским традициям. Об этом мало кто сегодня вспоминает. Но если полностью возрождать истинно народные традиции и делать это, как привыкли наши чиновники, методом запретов, то запрещать надо все, включая даже елку и новогодние гирлянды. Потому что в Великом Княжестве Литовском главным атрибутом празднования Рождества долгое время были ясли и лежащий в них младенец Иисус. И никакого «нашего» Деда-Мороза и «нашей» Снегурочки в те далекие времена беларусы, конечно же, не знали.
Читайте также: Индекс оливье-2024. Больше всего с прошлого декабря подорожали огурцы, яйца и картофель
А вот по поводу Санта Клауса собеседник высказался так:
— Если бы люди, принимающие подобные решения (о запрете), хотя бы немного изучали историю, они бы наверняка узнали, что этот персонаж имеет непосредственное отношение к христианской традиции. Так называют святого Николая — покровителя детей, путников и бедняков. Причем, его почитают как святого и католики, и православные. Очевидно, что Дед-Мороз — это такой видоизмененный образ Санты, с некоторыми отличиями. Но сейчас, судя по всему, наши власти считают враждебным все, что имеет хоть какое-то отношение к западной культуре и западным ценностям, даже если оно тесно связано с нашей беларуской культурой. И, наоборот, все, что имеет российское или советское происхождение, выдается за «исконно национальное».
P.S. Напомним, два месяца назад особо гуттаперчевые чинуши пытались запретить тыквы на входе в кофейни. Так они боролись с «чуждыми ценностями». Вот только тыквы в некоторых местах до сих пор лежат. Или наши «гарбузы» дутой лукашенковской стабильности не угрожают?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: