Реализация фотопроекта «Советский Брест» была начата в 2012 году. Идея была такая: запечатлеть для истории атрибутику и другие объекты ушедшей эпохи на улицах Бреста. Спустя 10 лет многие фотографии обрели историческую значимость, потому что часть монументального и декоративного искусства эпохи социализма к этому моменту уничтожена, а то, что осталось, не имеет статуса культурной ценности.
Монументальное искусство – это про что? Говоря простым языком, это большие художественные работы на фасадах зданий или перед ними, а также внутри просторных помещений (чаще всего фойе и холлов).
Монументальное искусство создается во взаимосвязи с предметно-пространственной, в первую очередь, архитектурной, средой. С одной стороны, «монументальное» — означает имеющее отношение к архитектуре, с другой, согласно этимологии, — большое, значительное, величественное, вечное.
Панно на фасаде одного из производственных цехов брестского химзавода – своеобразный триптих, выполненный в технике росписи по рельефу. Центральная его часть – главная идея: стремление к светлому будущему, к коммунизму. Все остальное подчинено только этой цели. Слева показаны собирательные образы ученых и работников химпрома, которые трудятся для того, чтобы повысить общую эффективность других производственных сфер (фабрик, заводов, строек).
Результатами труда художников-монументалистов были панно с рельефами, барельефами (или без них), фрески, скульптуры, гобелены, витражи мозаики и многое другое. Сборные рельефные конструкции, навешиваемые на стену, в виде конструкций из металла и стекла с внутренней подсветкой, сграффито. Способы создания монументальных произведений нередко выбирались, исходя из национальных особенностей. Например, чеканка была популярна в восточных странах. А самой сильной витражной школой считалась литовская.
Разглядывая работы советских художников, невольно задаешься вопросом: почему они исполнялись в таком непривычном для современника стиле, что означают эти изображения? С какой целью мастера злоупотребляли обобщениями и абстракцией? Зачем тратилось столько денег и времени на украшение серых стен заводов, клубов, многоэтажек? Отчего лица и фигуры людей столь суровы и наполнены мощью?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо было жить в Советском Союзе. На просторах СССР развитие общества, экономики и культуры определяла идеология. Сильнейшим инструментом для трансляции коммунистических идеалов и советского образа жизни служило искусство. А в нашем случае – монументальное. Стены жилых домов и различных учреждений в разных городах Советского Союза украсили красочные фрески и мозаики, прославляющие «нового человека». Монументальное искусство показывало друзьям и недругам Советов мощь нового государства.
Второй задачей были социальные и культурные потребности общества: оживить безликую ткань спальных районов, отойти от упрощенчества и однообразия в застройке. В то время транслировалась идея, что советский человек – человек будущего, и он достоин всего самого лучшего.
Архитектура, за редким исключением, не дает той импульсивной напряженности чувств, какую дает человеку общение с произведением искусства. Соответственно, было необходимо наполнить безликое пространство городов мозаиками, фресками, скульптурами и панно, которые помогли бы преодолеть холод строгого пространства. Согласно господствующей в то время идеологии, в развитом социалистическом обществе должна быть художественно-осмысленная среда, создаваемая не только в соответствии с требованиями утилитарной необходимости, но и по законам красоты.
Временем рождения монументального искусства в СССР можно считать 1934 год. Тогда на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства. Этот момент стал началом новой эпохи с более жестким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами. Причем основные принципы сохраняли свою актуальность на протяжении десятков лет вплоть до конца 80-х.
Итак, чтобы лучше понять посыл советского искусства, обозначим три основных принципа, на которых строились все художественные произведения того периода: народность, идейность и конкретность. Под народностью понималось, что героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие. Идейность должна была показывать и раскрывать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей. Материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности) соответствовал принцип конкретности.
В послевоенные годы монументальные тенденции усилились, в большей степени, в скульптуре. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов Героям Советского Союза.
Следующей значимой вехой в монументальном искусстве был период 60-80-х годов. К тому моменту художники устали от штампов и помпезности предыдущих этапов, искали новые средства выразительности. Им была свойственна прямая публицистическая обращенность к зрителю, которого призывали вместе с художником оценивать явления и события жизни «ответственно и граждански». Утверждался еще один принцип образной интерпретации действительности: бескомпромиссность, суровая нелицеприятность, подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям», что позднее получит наименование «суровый стиль».
Все начиналось со спецзаказа. В СССР в расходной части крупных предприятий существовала статья — на оформление. Если заводу принадлежали детские сады или поликлиника, значит, в бюджет завода было заложено и их художественное оформление. Этим было выгодно заниматься, потому что оплачивалась такая работа достаточно высоко. Кто-то из художников воспринимал это как халтуру, кто-то – как настоящее творчество. Однако, если талант есть, его никакой халтурой не прибьешь. Хорошее произведение всегда будет профессионально сделанной работой.
Сам процесс происходил так. Был художественный совет, куда художники предлагали свои эскизы. Чаще одобрялись те, в которых было меньше достоверной конкретики, плакатности точного реализма. Ценились работы метафорические, включающие ассоциативное мышление Чем более сложные и глобальные темы освещал автор (искусство, солидарность, природа, любовь, материнство, доброта, подвиг), тем больше у него было шансов пройти худсовет. Дальше эскиз должен был утвердить не только худсовет, но и заказчик. После выплаты аванса рисовались «картоны» – панно в натуральную величину. На этом этапе так же было нужно пройти утверждение. С этого момента начиналась непосредственная работа над монументальным объектом – выкладывалась мозаика или паялись витражи.
Что делать с таким наследством?
Многие брестчане, чье детство прошло в 80-е, посещали разные кружки и секции в центре молодежного творчества. Вспоминая ощущения от первых посещений только открывшегося дворца пионеров (тогда он назывался именно так), многие отмечают восторг и даже какой-то трепет, словно ты находишься в храме или сказке: бесконечно высокие потолки, витражные окна и будто парящие в воздухе стеклянные шары цветочных люстр. В этом проекте срослось все – и архитектурное решение, и монументальное искусство. Брестский центр молодежного творчества стал примером гармонии и созвучия формы, содержания и детального наполнения пространства. Здание выполнено в форме пионерского костра. Второе такое же строение можно увидеть в Ростове-на-Дону.
К удачным решениям можно отнести мозаичные панно на здании БЭМЗа, витраж в библиотеке им. А.С.Пушкина, сграффито на Комсомольской и еще немало интересных работ. Все советские артефакты в Бресте интересны с исторической точки зрения, а еще как наглядные примеры культурной среды ушедшей эпохи. Бывает, что они вызывают смех своей наивностью и пафосом, недоумение от сложности заложенной идеи и не всегда удачной ее реализации. Но в большинстве случаев у людей нет негативной исторической памяти, они смотрят на работы, в первую очередь, как на что-то красивое или просто интересное.
В Беларуси монументальное искусство той эпохи подвержено печальной тенденции к исчезновению. И это несмотря на то, что в официальной идеологии всячески заимствуются советские ценности и подходы в работе, а существующая символика так и вовсе – из времен СССР.
А пока, не теряя времени, можно пройтись по городу и увидеть собственными глазами последние артефакты «по ГОСТу».
Служба информации «БГ»
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: