Прислать новость

«Мужицкая правда»: обитатели этой земли – не русские и не поляки. Это отдельный народ

05.06.2023 20:27 Крест на месте сражения под Миловидами.. Источник фото

Начало июня 1863 года считается апогеем повстанческого движения Кастуся Калиновского. Решили вспомнить о событиях 160-летней давности в сегодняшнем контексте.

Ровно 160 лет назад вблизи нынешнего агрогородка Миловиды, на границе нынешних Барановичского и Ляховичского районов, состоялось крупное по тем временам сражение повстанцев Кастуся Калиновского с отрядами российской царской армии. То был последний значимый успех калиновцев.

Миловиды уникальны еще и тем, что на месте сражения в разное время установлены сразу три памятных знака. А в школьном краеведческом музее есть отдельный зал, посвященный  Калиновскому и возглавляемому им восстанию.

Исторический экскурс 

Во время национально-освободительного восстания вблизи почтовой станции Миловиды (станционный домик сохранился до наших дней), где базировался один из повстанческих отрядов, сконцентрировались значительные силы борцов за освобождение от российского режима – около 800 человек. В конце мая 1863 года сюда прибыл Кастусь Калиновский.

Читайте также: Силовики продолжают проверять людей на границе. Посмотрели, что про это пишут пользователи приграничных чатов

Несколько дней спустя в 3 километрах от Миловид вооруженные повстанцы под командованием Александра Ленкевича  вступили в бой с царскими войсками и нанесли им значительный урон. Причем, сражение продолжалось с перерывами несколько дней. Его жертвами с обеих сторон стали десятки человек. Погибших хоронили здесь же, вокруг села.

Первый памятный знак, в виде креста, был установлен властями на месте захоронения солдат российской армии в 1913 году, через полвека после битвы. Еще двадцать лет спустя, уже при Польше, здесь была возведена каплица-ротонда в стиле неоклассицизма. А в 1988 году власти БССР решили установить рядом с каплицей и крестом памятный камень-валун, в честь 125-летия восстания.

Таким образом, в три разные эпохи, при различных властях на месте сражения под Миловидами были установлены объекты, увековечившие одно из крупнейших событий нашей национальной истории.

Камень-валун на месте сражения под Миловидами.
Камень-валун на месте сражения под Миловидами.

Экспозиция в школьном музее 

Сегодня Миловиды – типичный агрогородок в 30 км от Барановичей. Но дыхание того сложного, драматичного исторического момента здесь, пожалуй, присутствует. В Миловидской средней школе, носящей имя Ленкевича (того самого командира повстанческого отряда, принявшего бой с российской армией),  уже много лет действует краеведческий музей имени Кастуся Калиновского.

В начале 90-ых в нем была создана целая экспозиция, рассказывающая о деятельности повстанцев на территории края.  Кстати, в этом году у экспозиции тоже юбилей – 30 лет с момента основания. Здесь собраны копии различных документов, фотоснимки тех событий, в том числе копия  газеты «Мужыцкая праўда», предметы быта середины XIX столетия, элементы вооружения повстанцев.

Школьный музей, экспозиция.
Школьный музей, экспозиция.

Представлена и карта Беларуси того времени. В разделах экспозиции рассказывается о жизни и деятельности Калиновского, подготовке и начале восстания, о сражении под Миловидами, дальнейшем отступлении, о действиях царского правительства по подавлению и расправе над восставшими беларусами.

В свое время школьный музей возглавлял Игорь Владимирович Козел – учитель, истории, местный краевед, собравший много материала о жизни и деятельности Калиновского, о восстании 1863 года. Он по сути стоял у истоков создания экспозиции о тех событиях.

Читайте также: «Рассказ о плевке в суде вызовет смех»: Выяснилось, как против брестчанки Полины Шарендо-Панасюк «шили» уголовное дело

Нынче в экспозиционном зале проводятся тематические выставки, посвященные национально-освободительному движению на территории Беларуси 60-70-х гг. XIX века: «К. Калиновский – славный сын земли белорусской»; «Наши земляки – участники восстания»; «Битва под Миловидами» и др. При музее действует кружок. Вместе с учителями кружковцы проводят экскурсии по музею. А видеоэкскурсия выложена в свободном доступе на сайте школы.

«Интерес к восстанию 1863 года заметно вырос после 2019-2020 годов, когда сперва в Вильнюсе состоялось перезахоронение останков Калиновского, а затем и в самой Беларуси хлынули известные теперь на весь мир события. И в нашем музее экскурсий стало больше. Люди стали чаще интересоваться своей историей, которую всегда лучше и наглядней показывать на местном материале» – рассказывают жители Миловидово.

Они считают его одной из наиболее значимых и уникальных фигур в нашей истории: «Это человек редкой харизмы и исключительного таланта. Именно в его время и во многом благодаря этому человеку топоним Беларусь стал превращаться из географического в национально-политический. Да, восстание, которое он возглавил, не получило тогда всеобщей поддержки и было обречено на неудачу. Но именно Калиновский всколыхнул народ. Вскоре после «Мужицкой правды» появилась «Наша нива», из которой выросли наши классики с их вечным призывом «Людзьмi звацца».

Часовня на месте сражения под Миловидами
Часовня на месте сражения под Миловидами

А что власти?

Не так давно глава так называемой президентской администрации Игорь Сергиенко заявил в одном из интервью следующее:

«Мы увидели своими глазами, как опасно искажать факты или скрывать часть правды. Советское поколение выросло на примере героической борьбы революционера Калиновского с царизмом. А сегодня, на личности этого так называемого героя, на примере его борьбы за идею восстановления польской Речи Посполитой играет внешний враг, пытаясь вбить клин между братскими народами, расколоть общество внутри одной страны. Но мы, как я уже говорил, опираемся на документы. Обнародованные подробности зверских расправ калиновцев с белорусским православным населением уже многих отрезвили. Вырезали людей за нежелание поддерживать польское восстание, то есть за позицию, за верность своей идентичности. И чем тогда Калиновский отличается от тех же Бандеры, Шухевича и прочих террористов-экстремистов?»

Читайте также: «Детвора бьет мячом по трансформатору». Посмотрели, что писали районки Брестчины в День защиты детей (много фото)

В поисках правды. Мужицкой и не только 

К сожалению, сохранилось не так много документов, связанных с событиями 1863 года, чтобы можно было, основываясь на них, сделать однозначный вывод о целях повстанцев и методах ведения ими политической борьбы. По разным оценкам, в ходе самого восстания были убиты от 300 до 950 мирных жителей на территории Беларуси.

Оправданы ли были эти жертвы? Этот вопрос задали кандидату исторических наук Серафиму Николаевичу*:

«Давайте на миг представим, что никаких восстаний не было в конце XVIII – начале XIX веков. Не было пяти больших выступлений за семьдесят лет. Не было семи «зачисток» в течение жизни трех поколений. Ведь после каждого восстания была реакция. На уровне частной человеческой жизни это заключения, высылки, конфискация имущества, эмиграция. В масштабах края начинался новый виток русификации и репрессий. Скорее всего, лояльность к власти сберегла бы жизнь тысячам патриотов, среди которых нашлись бы и просветители, и ученые, и поэты. Но вся Европа бушевала в XIX веке, ломая старые феодальные порядки. И – если бы не те восстания – имели бы мы Беларусь в нынешнем виде? Это сложный вопрос, на который у меня нет ответа. Начнем с того, позволил бы российский царизм в 1869 году печатать этнографические сборники «на белорусском наречии», если бы не было нужды ослабить польское движение на этих территориях? Смотрел бы он сквозь пальцы на научную деятельность того же Ефима Карского, Дунина-Марцинкевича  и других. Конечно, говорить об искусственном создании беларусов милостью царя-батюшки не приходится. Российская администрация, образно говоря, вырубала высокие деревья, не обращая особого внимания на подлесок, скрывавшийся в их тени. Думала, засохнет сам, а затем поле можно будет засеять новыми семенами «русской народности».  Но не учла силу подземных корней… А что касается жертв, да, к сожалению они были, как случается при любой вооруженной борьбе. Всеволод Игнатовский (известный историк Советской Беларуси) приводит высказывание Калиновского «Сякера паустанца не повiнна затрымацца нават над калыскай шляхецкага дзицяцi», но многие историки не считают его подлинным, и фактов столь массовых зверств повстанцев не находят. Хотя я не исключаю, какие-то единичные факты были. На войне как на войне. Что, партизаны в 1941-1944 по-другому действовали? Или т.наз. «лесные братья» вплоть до середины 50-ых годов, при полном попустительстве советской власти».

Читайте также: Дроны с «искусственным интеллектом» атакуют Россию, и у Лукашенко есть основания бояться, что прилетит и ему

За что же Калиновского сегодня ненавидят те, кто не принимает сам факт существования беларуской государственности? Примечательно, что ни Костюшко, ни Тамаш Зан, ни предводители восстания 1830-го года не вызывают у них никаких эмоций.

Возможно, за то, что  Калиновский в «Мужицкой правде» на простых примерах показал: обитатели этой земли – не русские и не поляки. Это отдельный народ. Правда, показать-то он показал, но однозначно и открытым текстом сказать на весь мир так и не успел. Не смог четко сформулировать национальную идею, оставить после себя наследие, от которого могли бы напрямую отталкиваться последователи, по ходу дополняя и развивая идеи «отца нации». Хотя явно к этому шел. Если бы его не убили, наверное, сформулировал бы – полагает наш ученый собеседник.

Впрочем, история, как известно, не любит всякого рода «если бы да кабы». Но при этом надо четко понимать:  наличие в Беларуси в то время большой массы национально неосознанного населения предопределило многие последующие события. Ведь слишком велик был соблазн использовать это «ничье» население в качестве этнического материала сторонниками других, уже состоявшихся национальных проектов. Но в итоге случилось иначе.

Читайте также: Польша ввела санкции против 365 представителей режима Лукашенко. Узнали, кто из них живет на Брестчине и чем занимается

Отказ Калиновского после поражения уехать в эмиграцию и его знаменитые «Листы з-пад щыбенiцы», написанные па-беларуску, все же выглядят частью осмысленной стратегии. Через десятки лет  после его гибели народ-таки  сформулировал собственный запрос на самостоятельное бытие. Но если бы живой Калиновский сделал это на десятки лет раньше, не была бы историческая судьба беларусов куда счастливее?

Впрочем, на эту тему лучше пускай дискутируют историки, а не политики, и уж, тем более, не чиновники от идеологии – у них вообще плохо получается дискутировать, ибо они, как правило, признают лишь два мнения – свое собственное, выдаваемое за государственное, и неправильное, выдаваемое за экстремизм.

Был ли Кастусь Калиновский национальным героем? Пусть каждый беларус решит для себя сам. Но называть его экстремистом противоречит, на наш взгляд, всей логике исторического процесса. Как и то, что экстремистами режим Лукашенко называют тех, кто не согласен с его политикой и действиями.

*Имя изменено

Школьный музей. Карта Беларуси середины XIX века.
Школьный музей. Карта Беларуси середины XIX века.
Школьный музей, экспозиция.
Миловиды. Школьный музей, экспозиция.
Крест на месте сражения под Миловидами.
Крест на месте сражения под Миловидами.
Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.