Очередная криминальная сага о молодежных бандах в Татарстане наделала много шума на постсовковом пространстве. Ее активно смотрят и обсуждают в соцсетях — не только в России, но и в Беларуси, и даже в воюющей с РФ Украине. Некоторые подростки уже пытаются подражать героям сериала. Автор одноименной книги (он же прототип главного героя) Роберт Гараев призывает школьников не смотреть сериал, а отдельные чиновники и депутаты в РФ предлагают запретить его показ на федеральных каналах как вредоносный и призывающий к насилию.
Мы не станем сейчас обсуждать ни художественные качества картины, ни степень ее влияния на подрастающее поколение. Нас интересует другое. А именно: в чем причины популярности этого сериала — как среди молодежи, так и у представителей старшего поколения? Почему фильм про бандитов из другой исторической эпохи раскрывает диагноз развала той идеологической конструкции и демонстрирует деградацию нынешней, путинской России?
Зеркало времени
Так иногда говорят про кино. Вообще, людям свойственно возвращаться в прошлое. Более того, многие из них хотели бы туда вернуться, хотя бы в мыслях. Им кажется, что жить тогда было круче, интереснее. Очень многим представителям того поколения свойственен определенный нарратив: «ничего, что иногда дадут по зубам, зато это укрепляет чувство справедливости и защищенности». Казанские (астраханские, питерские и прочие) гопники из «времени-сэконд» (как его называла беларуская писательница, нобелевский лауреат Светлана Алексиевич), — эдакие советские «робин-гуды», «борцы за правду». Хотя по сути — обычная уличная шпана, державшая в страхе целые города. На что закрывали глаза и милиция, и власти, и родители этих ребят, настолько увлеченные строительством «светлого будущего», что им было совсем не до темного настоящего.
Читайте также: Россия без яиц, шапочка для чтения экстремистских мыслей, модный тренд от Кочановой: шутки и мемы недели
В то время уличные группировки (существовавшие, между прочим, во многих крупных и средних городах БССР, включая Брест) вызывали смешанные чувства: пренебрежение, страх, злость. Но дворово-уличная гопота не просто пугала. Она была силой. И пыталась навязывать обществу свою «пацанскую логику». Помните, была такая многозначительная фраза: «боятся — значит, уважают». К гопникам нередко обращались за тем, чтобы приходили «вопросы решать». А «решать» могли только насилием.
С этой психологией выросло целое поколение, в том числе и тех, кто сейчас управляет Россией.
«Бей своих, чтобы чужие боялись»
В основе «гопничества» — еще один советский нарратив, корни и ростки которого, с одной стороны, находились в глубинке, а с другой — их активно взращивали уже в городской среде и использовали в политических целях. Смысл в том, что «без врага и жизнь не та, нет жизни без врага». Уважают тех, у кого хватит смелости дать соседу по голове.
Деление города по территориальному признаку было во многом искусственно. Не зря древние римляне придумали жесткое правило «разделяй и властвуй»? И это деление нужно было поддерживать с самых юных лет. Улица на улицу, район на район, кто не с нами — тот против нас.
Чтобы тебя не избили арматурой и не ограбили, нужно было знать, какая группировка какой район контролирует. На случай, если к тебе подойдут на территории чужой группировки, нужно было уметь ответить, откуда ты, кто «бугор» (главный группировщик) и смотрящий на той территории, где ты живешь. Если ты это не скажешь, у тебя будет гораздо больше проблем.
Читайте также: Режим Лукашенко похваляется своими «успехами» на фоне воюющей Украины, или О чем новая методичка для идеологов
С 9−10 лет жители Казани (хотя Казань здесь скорее собирательный образ) железно знали «кодекс пацана» и понятия пацанской жизни. На улице нужно было уметь отвечать на вопросы, которые задают гопники, чтобы спокойно пройти. «Ты кто по жизни? Ты пацан или не пацан? Назови три правила пацана». И эти правила учили даже девчонки, боявшись изнасилования. Кто не умел «правильно» выходить из «словесных ловушек», часто приходили побитые, иногда — без каких-то вещей. Это было сплошь и рядом.
Люди калечили и убивали друг друга тупо за территорию. Было немало подростков, кому искренне нравилась такая «культура», но большинство вступали в группировки от безысходности, чтоб не быть избитыми. И это все удивительным образом уживалось с пионерским кодексом и его правилами: о защите слабых, порядочности, честности, доброте и пр.
О явном лицемерии, о страшной жестокости на излете «развитого социализма» не вспоминают те, кто романтизирует это время и не прочь в него вернуться.
Тюрьма в народе
В сериале достоверно показано, какая страшная жизнь ждет молодых людей на улице. Показана смерть, показано насилие над девочками. Отчасти это стало выхлопом известной в СССР романтизации тюремной жизни. Т.наз. «пацанские» понятия, с которыми выросло целое поколение, не могли появиться на свободе. Они формировались десятилетиями на просторах необъятной империи под названием ГУЛАГ.
Все это, помноженное на бедность, накладывало свой отпечаток на формирование паттернов поведения многих людей. Они разительно отличались от того, что проповедовала советская школа с ее пионерией и комсомолом. Буллинг и троллинг (выражаясь современным языком) сыпались на головы очень многих советских школьников вполне реально, а не из чатов, как сегодня. «Казанский феномен» был их крайним проявлением, но он, поверьте, выходил далеко за пределы столицы Татарстана.
Пацанство и паханство
Ну, и конечно же, у «Слова пацана» есть прямой и очевидный политический подтекст. Он связан с напоминанием аудитории о хаосе, насилии и беззаконии, характерными для России конца 1980-х — начала 1990-х годов. Быть может, по понятиям тех чиновников, что финансировали кинопроект из федерального бюджета, это должно подчеркивать «порядок и стабильность», которые якобы принес в Россию Путин, и всю его программу «традиционных ценностей» с упором на стабильность семьи и «самобытную русскую культуру».
Читайте также: «Попросил подписать бумагу, что я не буду экстремистом». Наблюдателя на выборах 2020-го неожиданно вызвали в милицию
Но авторы фильма вольно или невольно напомнили, что частью «самобытности» являются и принципы «пацанства» (или паханства), на которых, собственно, и выстроена сюжетная линия сериала. Вся эта убогая тюремная «мораль» с культом насилия, унижением слабых и беспардонным враньем: ведь «слово пацана» может действовать исключительно в отношении «пацанов» — то бишь своих.
Это не что-то привнесенное извне, инспирированное ЦРУ, западными «экстремистами» и прочими «иноагентами». Не результат «тлетворного влияния» западной культуры и либеральных ценностей. Это свое, родное, рожденное на ниве тюремной философии т.наз. «русского мира»: рассуждая о высоких материях, дубасим всех, кто нам не нравится или не хочет играть по нашим правилам.
К большому сожалению и вселенскому позору русской нации, той, которую олицетворяют собой Пушкин и Чайковский, Достоевский и Рахманинов, этот кровавый «казанский феномен» не остался в прошлом. Более того, он на глазах у всего мира стал главным фактором государственной политики Путина и его сателлита Лукашенко, просоветского до мозга костей.
Настоящий слепок советской и путинской России весьма искусно (используя знакомые в условиях несвободы приемы междустрочия) показал Жора Крыжовников, ранее снявший подобные картины «Горько» и «Горько-2». К слову, побеждают в финале сериала не «пацаны», а те, кто по другую сторону человеческой морали: кто против насилия, кто за сотрудничество и уважение, кто привык думать головой, а не бить по голове. И это весьма символично.
Мнение психолога
Почему в криминальных драмах про «романтиков ножа и топора с большой дороги» зачастую наблюдается перекос в сторону «романтики»? И как на это реагировать педагогам и родителям современных подростков? Вот что об этом говорит психолог Валентины*:
«Если подростку нравится тот или иной фильм, значит, он отождествляет себя с кем-то из его героев. А сюжет ленты на бессознательном уровне уже разыгрывается в его внутренней реальности. Таким образом, подросток, просматривая этот фильм, как будто бы проживает определенные состояния и чувства, проигрывает роли. И если картина криминальная, то это, с одной стороны, про преступность, гнев, насилие ненависть, стремление доминировать. А с другой — про страх, унижение, состояние жертвы, беззащитность и беспомощность. Важно не запрещать подросткам смотреть криминальные ленты, а понять причину этого интереса, какие потребности ребенок закрывает, просматривая этот фильм», — говорит специалист.
«Здесь очень важно понять, кто из героев подростку нравится, а кого он осуждает, кому сочувствует. Наблюдая за тем, как разворачивается сюжет в криминальном фильме, ребенок либо проигрывает роль преступника, тогда это про его подавленный гнев, месть, потребность доминировать. Либо проживает чувства жертвы: страх, унижение, беспомощность. При повышенном интересе подростка к криминальному миру важно обратить внимание на нормализацию детско-родительских отношений, поинтересоваться, что происходит в жизни ребенка, не столько в учебе, сколько в отношениях со сверстниками, что, кстати, могли не многие родители в советское время. В 80-90-ые годы, когда родители делают крен на материальном и мало общаются со своими детьми, во многом вынужденно, то и дети начинают воспринимать себя не частью семьи, а частью некого большого пространства: где доминирует улица, где действует право сильного, где существует строгая иерархия подчинения с довольно жестокими правилами. И если эти правила не соблюдать, неизбежно последует наказание — справедливое или нет, уже неважно. У сильного ведь всегда бессильный виноват. А найти врага — зачастую лучший способ утвердиться самому».
*— имя изменено.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: