Весной обострился конфликт в одном из крупнейших монастырей православного мира — Киево-Печерской лавре. Тогда истек срок, к которому монахам Украинской православной церкви Московского патриархата было предписано покинуть стены обители. Объекты древнейшего украинского монастыря собирались передать обратно государству. Но конфликт затянулся.
Читайте также: Православие в Беларуси — канал продвижения «русского мира»? Отвечают священник и культуролог
Среди прочих «миротворческих» инициатив Лукашенко по Украине прозвучало от него и предложение предоставить монахам из Киево-Печерской лавры приют в Беларуси. Сказано это было во время встречи с зарубежными журналистами 6 июля. Точнее, незадолго до этого Синод Беларуской православной церкви заявил, что в случае насильственного выселения монахов из Киево-Печерской лавры они могут обрести место дальнейшего иноческого подвига в монашеских обителях БПЦ, а Лукашенко подтвердил предложение, добавив: «если на то будет воля Господа и желание этих людей». И, конечно, обвинил Киев в притеснении верующих.
Хотя этот эпизод потерялся среди более громких новостей, он впечатляет степенью лицемерного популизма. Как минимум, предложение Синода БПЦ и Лукашенко фактически невыполнимо, считает религиовед, модератор «Хрысціянскай візіі» Наталля Василевич.
«Это нереалистичный план, потому что само по себе монашеское братство — это определенная субкультура, и вопрос стоит о том, хотят ли они вообще разделяться, — говорит Василевич в комментарии BG.Media. — К этому сообществу принадлежат сотни человек. Для них является ценностью само нахождение в Киево-Печерской лавре, реликвии, преемственность. У них нет проблемы, где жить. Они хотят сохраниться как монашеское братство.
В Беларуси таких монастырей в принципе нет. Думаю, если собрать всех монахов со всей Беларуси, это будет в несколько раз меньше, чем монахов Киево-Печерской лавры».
Лукашенко сейчас пытается играть на всех таких темах, при этом сам часто являясь фактором создания напряжения, отмечает религиовед. Беларуский правитель пытается «уесть» Запад, как и в случае с мигрантским кризисом: мол, вот вы говорите про права человека, а гоните мигрантов, которых сами и пригласили. Он выступал перед мигрантами как благодетель, хотя они оказались в плачевном положении по его вине. Кроме того, беларуские пограничники спровоцировали драку на переходе, из-за чего он вообще был закрыт. Это типичный прием беларуской пропаганды: показать Запад лицемерным и обвинять в том, в чем обвиняют Беларусь.
Читайте также: Неразделенная любовь. Как беларусы попытались достучаться до государства через искусство, но не были поняты
В случае с лаврой у него есть повод говорить, что никто не вступился за свободу религии, только он. При том, что Лукашенко — соучастник путинской агрессии, из-за которой вообще создалась напряженность вокруг Украинской православной церкви.
«Тот шаг, который сделал Лукашенко и БПЦ, пригласив монахов Киево-Печерской Лавры в Беларусь, украинский Союз православных журналистов назвал «поцелуем Иуды». Если агрессор делает шаг навстречу какой-то группе, которая и так находится в сложной ситуации внутри своей страны, то он, наоборот, вызывает на нее еще больший огонь. Потому что можно сказать: смотрите, если Лукашенко хочет их забрать, значит, они принадлежат к политической культуре, которая начала войну, и тем более их надо выгнать.
При том что сама УПЦ сейчас изо всех сил старается позиционироваться как патриотическая церковь, которая не подчиняется РПЦ и Москве, помогает ВСУ, молится за защитников Украины».
Наталля Василевич упоминает случай, когда председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Антоний на уровне ООН заявлял о гонениях на УПЦ в Украине, требовал международной реакции. В ответ УПЦ официально попросила за нее не заступаться, заявила, что не давала такого права РПЦ.
Кроме того, большой вопрос, как попасть с территории Украины на территорию Беларуси: через линию фронта в Россию, через минное поле на границе с Беларусью или через страны Запада?
Популизм предложения Лукашенко зашкаливает еще и потому, что на территории Беларуси отправляют на сутки священников, которые молятся за защитников Украины, прессуют и избивают тех, кто выступает против войны, говорит эксперт.
Читайте также: Флешмоб, голодовка, отказ освящать российскую военную технику. За что власть преследует православных священников
Странно было бы, если бы при всем этом монахи Киево-Печерской лавры, которые стараются демонстрировать поддержку Украины в войне, имеют родственников в украинской армии, захотели жить в Беларуси «под крылом» у Лукашенко. Хотя среди них есть люди с пророссийскими взглядами, есть беларусы, есть скорее всего те, кому нравился Лукашенко. Но после полномасштабного российского вторжения в Украину эти сантименты быстро закончились.
«Если представить, сколько было обстрелов Киева и сколько всем пришлось сидеть в бомбоубежищах, сколько священников УПЦ было убито «освободителями», начиная с 2014 года, как накрывало ракетами Святогорскую лавру, — вряд ли монахам захочется ехать к агрессорам», — уверена Наталля Василевич.
По данным «Хрысціянскай візіі», с 2014 года по март 2023 года было убито 26 священнослужителей УПЦ.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: