Прислать новость
Эльвира Королева

Неразделенная любовь. Как беларусы попытались достучаться до государства через искусство, но не были поняты

19.07.2023 19:57 Искусствовед Эльвира Королева. Фото из личного архива. Источник фото

Беларуский народ в 2020 году массово поддался надежде «Вдруг нас услышат?» Недолгое время люди позволяли себе то, что никогда не могли позволить. 

В 2020 году беларусы взорвались. Не только гражданской активностью и праведным гневом, но и творчеством. Креатив настолько пропитывал атмосферу, что готов был собраться в тучи и пролиться дождем. Творческие способности, пылившиеся на полке или используемые в стенах консерваторий, оказались востребованны массой.

Плакат брестской художницы Анны Редько

Читайте также: Образы перемен от брестской художницы Анны Редько, или Почему «в утробе автозака рождается гражданин»

Что произошло тогда с беларусами и как вернуть ощущение, что мы на многое способны, — разговариваем с искусствоведом, создательницей инклюзивного арт-проекта «Я приеду», телеграм-чата «Инклюзивная Польша» и «Виртуальной галереи художников в Польше» Эльвирой Королевой.  

А также вспоминаем яркие эпизоды из беларуского протестного творчества. 

— Знакомый психолог сказал, что в 2020 году у беларусов случилось «расконтейнирование». То есть были эмоционально «запакованные» — и тут взорвались творчеством. Вы согласны с этим определением?  

— Я тоже такое наблюдала. У нас зажимали искусство очень долго и давно. Я буду говорить о визуальном искусстве, потому что я на нем специализируюсь, и мой взгляд в первую очередь падал на него. Другие люди могли бы рассказать про музыку, театр, «Вольны хор», оперных певцов, которые стали известны в протестном искусстве.  

Всю свою жизнь я наблюдала, насколько задавливают художественную мысль, насколько приветствуется нейтральное искусство — так я говорю, пейзажи в золотых рамочках. Но я бы не сказала, что последние 20-30 лет были плохим временем. В некоторые моменты казалось, что наступил просвет, отпустили вожжи управления и дали выход художественной энергии. Можно было делать что-то смелое и интересное. Но потом получали за это по шапке.

В 90-е годы можно было открыть смелую выставку, и Алесь Пушкин тогда участвовал. Будучи студентами, мы с удовольствием ходили на перфомансы, и нам казалось, что началось что-то более-менее свободное, европейское. А в следующий раз не разрешали выставляться, либо закрывали выставку, либо исключали из Союза художников. 

Читайте также: «Мы редко ценим своих». Искусствовед — о том, почему смерть Алеся Пушкина так всколыхнула беларусов

Психолог очень прав: когда закручивают гайки и не дают высказаться, это потом выплескивается в серьезной протестной форме. Все это мы видели в 2020 году.

Почему тогда произошел такой всплеск визуального искусства? Свободы слова не было, запрещалось говорить, озвучивать, писать текстом. Люди избегали слов, за которые их могли наказать. Это выливалось в рисунки, фотографии. 

Я считала себя на тот момент пишущим искусствоведом, у меня было много текстов, я была вовлечена в социальные сети. Но что можно рассказывать, когда такие события происходят с твоим народом? Я перешла на фотографии и видео. Твои слова — это субъективно, мнение без доказательств. Мне казалось, что если я буду делать фотографии и видео протестов, то это будет вызывать больше веры. Была бы художником — рисовала бы точно.

Конечно, с 2020 года мы все помним муралы, которые появлялись по всей стране — тайные знаки, которые придумала не Беларусь. «Солидарность» в Польше тоже использовала такой «якорь». Это символы, которые увидишь — и сердце вздрогнет, потому что сразу понимаешь, о чем речь. 

Площадь Перемен в Минске. Источник фото: https://telegraf.by/

Появились татуировки — беларуские символы. О них можно долго говорить. Даже если не набивать на груди Погоню, есть символы, по которым беларусам сразу понятно, о чем речь. 

Читайте также: «За лысину Бреста стреляю из-под куста». Рассказываем про проект «Беларусь на теле» и протестные татуировки беларусов

— Наверное, татуировки стали популярными, потому что внимание было привлечено к телу, уязвимости, публиковались фото избитых до черноты людей…

— С этим тоже связано. Были моменты, когда на теле оставались шрамы от побоев, ранений, и особенно у девушек было желание сделать татуировку, чтобы сгладить это. И конечно, не просто какого-нибудь котика. Что болит, то и изображали. 

Одна из экспозиций выставки «Беларусь на теле». Фото: budzma.org
Татуировка Ольги Быковской

Татуировки — это всегда про протест, вызов обществу. Это естественно, что появляются беларуские протестные татуировки. Есть мастера, которые только этим и занимались как в Беларуси, так и сейчас за рубежом. Видела объявление: делаем бесплатно на остро-беларускую тематику.  

Мне кажется, взрыв визуального творчества был еще и потому, что интернет, чаты, соцсети предполагают картинки. Эти картинки и создавались. Подключились не только художники, но и дизайнеры, и просто молодежь. Каждый, кто мог, создавал картинки на злободневную тему. Проводилось много конкурсов среди искусства протеста. 

Стали появляться флаги, символы каждого района. 

Опять вернулся в жизнь агитплакат. Можно вспомнить Владимира Цеслера, который активно откликается на острые события. Вернулась в жизнь карикатура. У классических живописцев прослеживалось в работах много юмора, насмешки. 

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений Vladimir Tsesler (@vovatsesler)

Нужно сказать, многие художники стали активно участвовать в протестах, и многие до сих пор остались в этой теме. Либо рисуют что-то на тему истории Беларуси. Наши графики в Польше работают над темой Великого Княжества Литовского. Появились знаменитые котики Ольги Якубовской — очень добрый протестный проект без насилия. Ольга до сих пор очень актуальна.

 

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений Olga Yakubouskaya (@yakubouskayaolga)

В современном творчестве художников очень много боли, мрачных сюжетов, красок. Мне не очень нравится, что нет движения дальше, что искусство как будто затормозилось. Мне как искусствоведу хотелось бы, чтобы они двигались дальше, чтобы появлялись другие темы. Но тут добавилась украинская война, жизнь не стала легче. Публика устала от этих тем, но что мы можем сделать?

— Можно сказать, что травма беларуских протестов осталась у художников доминирующей, несмотря на последующие события?

— Совершенно верно. 

Я наблюдаю также за искусством в Беларуси и острые темы не очень-то вижу. 

Когда есть цензура, часто включается самоцензура. Я думаю, что художники перестраховываются и опасаются лишний раз взять не только протестную тему, но и такую как экология, ЛГБТ и т.д.

В беларуском искусстве в Беларуси я пока не вижу развития. 

Есть и проблема, что многие выехавшие художники оставили в Беларуси свои работы. У нас сидят не только люди, но и картины. Очень показательна история с коллекцией Белгазпромбанка, которая была арестована. Мы все переживали за «Еву» (портрет, написанный Хаимом Сутином. — Ред.).

— Вы упомянули цензуру. В 2020 году у беларусов произошел ее одномоментный срыв?

— Это правда, какая-то смелость нашла на многих. Был момент веры в то, что можно, что я могу то, что не позволял себе раньше. Я не знаю, для чего отпустили вожжи, и вроде можно было и на марши выходить, и стоять, и не всегда приезжал ОМОН и хватал. И люди поверили: а вдруг получится, а вдруг нас слышат? Креативили даже в одежде, визуально себя обозначали. 

Но репрессии продолжились и вернулись. Люди получили щелчок по носу: сидеть тихо, не высовываться. Теперь опять все затихло. И эта тишина не к добру, я бы сказала. Потом оно опять выльется во что-то. 

— Люди, которые рисовали плакаты для маршей, были похожи на детей, которым дали краски, гуашь. Это было так мило! 

— А смотрите, как отрывались на акциях! Это были мирные акции, за которые нам часто «прилетает»: лучше бы у вас были не картины и плакаты, а что-нибудь другое. Но мы такие, как мы есть. В этих плакатах было очень много креатива, смешных речевок, были инсталляции. Вот такой художественный беларуский протест. 

 

Протестный плакат

Протестный плакатПротестный плакат

Боролись искусством — я бы сейчас назвала это так. Хотели диалога через искусство. Но, к сожалению, не достучались. 

— С одной стороны, сейчас обстановка неблагоприятная для творчества, с другой — в самые сложные времена рождаются великие произведения. Как нам теперь вернуть себе это чувство собственных возможностей? Если один раз смогли — значит, можно повторить.

— Сейчас художники творят какую-то грусть, потому что тогда проявили свои чувства — это как неразделенная любовь. Мы открылись, мы показали эмоции, а нас недопоняли, заткнули, никому не интересны наши чувства. 

Плакат брестской художницы Анны Редько «В утробе автозака рождается гражданин»

Художники в Беларуси закрылись по понятным причинам. Художники за границей продолжают творить. Им, с одной стороны, очень тяжело, потому что художник за границей — это уязвимый человек. Но у многих наблюдаю расцвет, потому что они оказались в обстоятельствах без цензуры. Пожалуйста, и выставки, и публикации. Но остались страдания, переживания, незакрытый гештальт. 

Я бы сказала, что все художники здесь живут ожиданием. Творят, конечно, и классные работы. Школа техники классической живописи у нас очень сильная. Хочется, чтобы беларуское искусство уже с протестами не ассоциировалось, чтобы мы показывали загранице и другое творчество. Пока сквозит одна тема. Это как женщина после развода — если она переживает и у нее болит, то она только об этом и будет говорить. Хотелось бы уже глоток новой жизни.

— Мы в BG.Media часто задаем героям вопросы о новой Беларуси. Видите ли вы у художников попытки увидеть образ Беларуси, в которой хотелось бы жить, и его изобразить?

— Многие художники сейчас погрузились в историческую тему, рассказывают, что смотрят какие-то видео или читают книгу. Это очень хорошо. Я про себя говорю, что я не в эмиграции, а на стажировке. Я очень много почерпнула и развилась. 

Мне кажется, мы развиваемся во имя нашей новой страны, в которую вернемся и в которую будет что привезти. Я думаю, что прибудут новые силы. 

Тема новой Беларуси сейчас мелькает у многих художников, где-то в фантастическом виде. 

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений Anton Radzivonau (@anton_rodionovart)

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений Anton Radzivonau (@anton_rodionovart)

Самое главное — постараться сохранить творческих людей в творчестве. К сожалению, многие идут куда-то на завод. Моя задача как искусствоведа — поддержать на этапе, когда человеку кажется, что он никому не нужен и пора бросать эти картинки. 

Если фантазировать о будущем Беларуси — Беларусь в таком выгодном географическом положении, что осталось только начать дружить с соседями.

Для культуры, наверное, не будет ничего важнее, как если мы начнем осуществлять более добрую политику. Культурные деятели очень выступают за международную коммуникацию. Думаю, культура может сыграть большую роль в налаживании отношений. 

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений Anton Radzivonau (@anton_rodionovart)

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.