В середине декабря появилась информация, что мусульмане республики Беларусь ходатайствуют перед руководством Регионального общественного фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова о строительстве мечети «в городе-герое Бресте». Мечеть должна быть названа именем первого президента Чечни (и отца ее нынешнего руководителя) Ахмата-Хаджи Кадырова.
Такая идея уже озвучивалась летом 2019 года. Тогда мечеть планировали назвать именем Рамзана Кадырова.
Общественных обсуждений на этот счет не было, и неизвестно, обсуждался ли вопрос с местным властями.
«БГ» предложила читателям ответить на вопрос «Нужна ли в Бресте мечеть?», и на разных площадках примерно 75-85% проголосовавших ответили отрицательно. Остальные незначительные цифры распределились между ответами: «Нужна», «Мне все равно», «Затрудняюсь ответить».
Что влияет на отношение брестчан к возможности увидеть своем городе мусульманский храм? Кое-что проясняют комментарии под опросом. Частично это привычные в таких дискуссиях «Пусть строят дома», «Сколько церквей имеется в Грозном?», частично — раздражение фамилией Кадырова.
На этот вопрос может влиять довольно много факторов, потому что он и касается общеевропейской повестки, и входит в резонанс с недавними инфоповодами внутри страны. Мы выделили несколько важных факторов, которые так или иначе недавно проговаривались.
Общеевропейский контекст по вопросам миграции. Проблема касается так или иначе всех европейских стран, и везде есть группы людей, которые хотят или не хотят видеть в своем обществе представителей другой культуры, их символы и культовые здания, или относятся к этому спокойно. Аргументы вроде: «А сколько у них христианских церквей?» или «Почему по центру Тегерана нельзя гулять в короткой юбке?» звучат по разным поводам. Вполне возможно, это станет дискуссией века.
Отношение белорусов к мигрантам и социальная дистанция с выходцами из Азии. Как показывали исследования НИСЭПИ, в разгар прошлого мигрантского кризиса в Европе (декабрь 2015 года и март 2016 года) большинство белорусов считало, что Европе не следует пускать мигрантов к себе, а по шкале «близких-далеких» белорусам народов выходцы из Азии и Африки оказывались очень далеко. Один из самых далеких белорусам этносов — арабы.
Социологический центр Pew в 2015-2017 годах задавал среди прочих интересный вопрос: готовы ли респонденты породниться с мусульманами. Ответы на этот вопрос, возможно, не описывают всех аспектов отношения к этой конфессиональной группе, но это — индикатор, особенно в международном сравнении. Оказалось, что белорусы в этом вопросе — одна из самых нетолерантных в Европе наций. Лишь 16% белорусов сказали, что готовы породниться с мусульманами (иметь их зятьями, невестками, свекровями и свекрами, тещами и тестями).
Вопрос строительства мечетей, как видно из обсуждений, тесно связывается с вопросами миграции. А тех же курдов активно путают с арабами. Поэтому сложно было ожидать в данный момент, что брестчане радостно поставили бы лайки под такой идеей.
Фамилия Кадырова (хотя и старшего), которая ассоциируется с путинской диктатурой либо с диктатурой вообще, на фоне конфронтации режима с гражданским обществом и все более реальной угрозы принудительной интеграции. Тут комментарии излишни.
Эффект неконтролируемости ситуации. О нем говорил психолог Владимир Янчук в связи с развязыванием миграционного кризиса. Когда ты не имеешь права голоса, то тебя могут втянуть в авантюры, последствия которых придется нести всем. Белорусам в принципе знакома жизнь с чувством «они что-то построят, а мы ничего не сможем сделать», а брестчанам с печальным опытом строительства аккумуляторного завода — тем более. Отсутствие публичных обсуждений, не говоря о каких-то реальных полномочиях местного самоуправления, очень усложняет решение таких вопросов.
Недавно возникший конфликт культур. Об этом упоминал Николай Халезин после первых попыток прорыва польской границы мигрантами: по его мнению, для Беларуси ситуация наводнения страны выходцами из Азии, в отличие от других стран Европы, новая. Это создает дополнительный градус напряженности в и без того нервном обществе.
На фоне всего этого само предложение о строительстве мечети и его подача — без попытки обратиться лицом к общественности «города-героя Бреста» или хотя бы объявить о разговорах с местными властями — выглядит, мягко говоря, не мудро. К сожалению, на таких прорехах в коммуникации в нашем обществе создаются долгие неразрешимые проблемы, тратится впустую много сил.
Беларуский режим использует Шмидта как красную тряпку: позлить польского быка, постоянно размахивая ей за забором.
А в Барановичах начали судить пятую группу людей за участие в протестах 2020 года. Подробности…
Рядом с элитным коттеджем — Мухавец. BGmedia нашло на сайте агентства недвижимости, что еще интересного…
Набываць папяровыя выданні можна з усяго свету. З часам маюць з’явіцца ў продажы і электронныя…
Почти за год в Бресте дефицит работников строительной отрасли вырос на 79%. BGmedia посмотрело, какие…
В Бресте судят библиотекаря, которая переводила деньги политзаключенным в СИЗО. Тем, кто по словам обвинителя,…