Художник-иллюстратор рассказала «БГ», где берет идеи для своих плакатов и почему не отозвала права на использование логотипа к 1000-летию Бреста.
Художник-иллюстратор Анна Редько известна не только в Беларуси, но и за пределами страны. Ее принты украшают одежду белорусских дизайнеров, именно она является автором логотипа к 1000-летию Бреста. Недавно плакаты Анны, посвященные последним событиям в стране, обсуждали на Euronews и опубликовали на развороте воскресного The Guardian.
Читайте также: «Поймут, скорее всего, только брестчане». Художница Анна Редько нарисовала принт для маек к 1000-летию города (фото)
За всем происходящим Анна следит с нескрываемым волнением. Протест против насилия, беззакония и лжи, свое право быть услышанным сегодня каждый выражает как умеет и считает правильным. Анна «говорит» о пережитом удивительно простыми, но понятными каждому образами. Ее плакаты — дайджест самых значимых событий: женщины в белых одеждах с цветами в руках машут вслед автозаку («Любовь спасет мир»), Нина Багинская с БЧБ-флагом парит над колючей проволокой («Свободу народу»), учительница в милицейской форме с дубинкой вместо указки («Ни глаголы, ни тире – автозаки во дворе»), разутые белорусы («Белорусский бунт»), Мария Колесникова с разорванным паспортом в руках («Родина, Маш, зовет!»)… Эти и многие другие иллюстрации Анна дарит белорусам, которые в свою очередь размещают их на плакатах, одежде, проецируют на здания.
Я не рисую негатив, я люблю рисовать что-то доброе и красивое.
— Анна, в какой момент вы почувствовали, что хотите высказаться? Помните, как нарисовали первый плакат, посвященный последним событиям?
— В первые дни после 9 августа с отключенным интернетом было непонятно, что происходит. Мы созванивались с родственниками, друзьями, чтобы узнать, все ли в порядке, что слышно, кто что видел. Это создавало состояние неопределенности и страха. Когда начала поступать первая информация о стрельбе по мирным людям, об избиениях, о насилии силовиков над народом, над людьми, которых они должны защищать… был шок. Ступор, непонимание, непринятие ситуации, ужас от абсурдности происходящего, сильный стресс и боль от этого беспредела.
Первую работу «Молитесь за Беларусь» я нарисовала спустя 6 дней после выборов. Больше не могла держать в себе все эти эмоции.
Я не рисую негатив, я люблю рисовать что-то доброе и красивое. Но в этот момент хотелось рисовать весь ужас, которым все делились, когда появился интернет: боль, страх, эмоции, крик. Но я боялась из себя это выпускать.
Первую работу «Молитесь за Беларусь» я нарисовала спустя 6 дней после выборов. Больше не могла держать в себе все эти эмоции. Мне все еще не верилось, что это было на самом деле, это была стадия отрицания. Поэтому я просто хотела объединить людей в молитве за страну, чтобы закончилось это дикое насилие.
Читайте также: «Молитва, верующие, дорога к храму – это для меня святое»: Лукашенко прокомментировал ситуацию с Кондрусевичем (видео)
— Как рождаются идеи ваших работ?
— Образы берутся из новостных сводок, которые максимально дублируются у всех друзей во всех социальных сетях, из рассказов из первых уст очевидцев, которые побывали на Окрестина или в Брестском СИЗО. Все это не фейки, это реальные истории реальных людей. Я переосмысливаю услышанное и генерирую идею посредством образов.
У этих перемен очевидно женское лицо. Начиная с объединенного штаба, продолжая женскими цепочками солидарности.
— Как, по-вашему, искусство влияет на события в Беларуси?
— Искусство влияет на людей без слов. Фотография, видео, картина при помощи образов может сказать зрителю больше, чем слова. Я рисую свою серию работ #Belarus2020, чтобы отразить происходящие события и поддержать морально людей, которые борются за правду и справедливость. Я считаю, что сейчас каждый человек может помогать народу своими талантами. Когда, если не сейчас?
— В ваших работах много женских образов, в своем Instagram вы писали, что у нынешних перемен женское лицо.
— У этих перемен очевидно женское лицо. Начиная с объединенного штаба, продолжая женскими цепочками солидарности. Женщины отбивают на мирных акциях мужчин у ОМОНа. Женское движение — это отдельная сила, очень мощная, которая лучше всего показывает мирный настрой протестующих против насилия. Посмотрите, как женщины с цветами в белых платьях противостоят силовикам в полной экипировке, в шлемах со щитами! Сразу становится ясно, кто на самом деле творит насилие.
Плакат с порванным паспортом Марии Колесниковой по мотивам советского плаката «Родина-мать зовет» нашел наибольший отклик в сердцах белорусов. Это смелый поступок женщины-героя, которая показала, что она до конца с народом, хотя и знала, чем это ей грозит.
Читайте также: «По-видимому, ее из транспортного средства выпихнули»: Мария Колесникова задержана на белорусско-украинской границе
Логотип Бреста я нарисовала для брестчан, для своего любимого города.
Есть мнение, что эта акция с порванным паспортом готовилась заранее и якобы мой плакат уже был готов. Это бред. Новость вышла утром, а плакат я опубликовала после обеда. Этого времени достаточно, чтобы сделать хорошую работу. Я рисую очень быстро. Экспедиция по Москве с Артемием Лебедевым научила меня выдавать каждый день по 1-2 качественной иллюстрации, посещая весьма разные места, насыщаясь разными эмоциями. Поэтому мне достаточно 2-3 часов, чтобы сделать профессиональную иллюстрацию.
— Кстати, о баталиях в интернете… Вас призывали отозвать права на использование логотипа к 1000-летию Бреста. Почему не сделали это?
— Логотип Бреста я нарисовала для брестчан, для своего любимого города. Он не о политике, а об истории города и о любви к нему. Мне за него не заплатили из бюджета, как писали «умные» комментаторы. Моя работа победила в конкурсе. Город не имеет уникального права на использование логотипа, он — народное достояние. Любой может скачать его в хорошем качестве и печатать в личных и коммерческих целях. Ни я, ни город не получаем с этого ни копейки. Это международная практика использования городского логотипа.
— Что вы чувствуете, когда видите свои работы в руках протестующих?
— Меня очень радует, что мои работы отзываются в сердцах людей: проекции на домах, принты на воскресных плакатах и майках в разных городах и странах — от Варшавы, Москвы, Берлина, Амстердама до Нью-Йорка и Канады. Люди присылают мне фотографии, как они выходят на улицы с моими иллюстрациями. Это невероятно!
Читайте также: Аналитик Сергей Чалый о протестной активности: «Лукашенко до сих пор не может понять, откуда столько людей на улице»
Невозможно жить во лжи. Избиение мирных людей — это за гранью, это зашло слишком далеко, чтобы замалчиваться.
— Вам страшно? Ведь вы тоже понимаете, чем это может обернуться для вас…
— Конечно, мне страшно. В условиях, когда закон не работает, когда наказывают мирных людей за изъявление их мнения, когда не заведено ни одного уголовного дела против силовиков, которые творят насилие в отношении своего народа… конечно, страшно. Я понимаю, что и со мной может «внезапно» случиться все что угодно. Но сейчас не время отмалчиваться по углам с позицией «моя хата с краю». Сейчас большинство людей говорят о происходящем в Беларуси: ведущие республиканских телеканалов, спортсмены-чемпионы, нобелевский лауреат, шахтеры, актеры… Невозможно жить во лжи. Избиение мирных людей — это за гранью, это зашло слишком далеко, чтобы замалчиваться. Я хочу справедливости и чтобы те, кто творил насилие, были наказаны по закону нашей страны. Бороться со страхом помогает понимание, что ты на стороне правды, за мир, в котором нет насилия.
Мой ребенок, как и все дети, должен жить в стране, где уважают человеческое достоинство, человеческую жизнь, где уважают профессию милиционера, где у тебя есть свобода выражать свое мнение, где ты не боишься в воскресенье пойти гулять с ребенком по городу, где закон работает для всех одинаково — от начальников до подчиненных.
Справка БГ:
История плаката «В утробе автозака рождается гражданин» (из Instagram автора)
«Я собираю истории своих друзей, которые сидели в ИВС или СИЗО в дни после выборов. Хочу поделиться мыслями паренька Коли, которого задержали вечером 9 августа и посадили на восемь суток в Бресте. До начала массовых задержаний его схватили одного из первых, закинули в «бобик», после этого перевезли в автозак. Он поделился с друзьями своими внутренними открытиями, которые и меня тронули до глубины души: «Захожу в пустой̆ автозак, вижу — лавочка, сажусь на нее. Сразу получаю дубинкой по спине с криками «На пол б…ть, на колени, лицом в пол, лежи не двигайся!». Лежу я в таком положении, ко мне закидывают других людей, кричат им так же лечь. И тут я осознаю, что лежу, по сути, в позе младенца и понимаю, что в этой утробе автозака рождается сейчас гражданин. Настоящий сознательный гражданин Беларуси».
Коля очень необычно, проникновенно переживал эти события. Как в кино или театре, как не по-настоящему. Много интересных мыслей вынес.
Приободряют меня эти люди, способные в самых жутких ситуациях сохранять позицию наблюдателя и исследователя».
Читайте также: МВД: В Следственный комитет подано более двух тысяч заявлений о применении насилия со стороны силовиков
Плакаты предоставлены героиней публикации
Читайте также: «Іду, бо накіпела»: Смотрите, с какими плакатами вышли жители Бреста на мирную акцию протеста 6 сентября (много фото)
Специалисты Брестского ДЭП приступили к монтажу катка на площади Ленина. Журналисты BGmedia вспомнили, что говорили…
Во флешмобе чиновников поучаствовал даже председатель Брестского облисполкома Петр Пархомчик.
В клипе молодой человек говорит Коржу, что не хочет сидеть молча и ждать, когда закончится…
В горисполкоме обсудили вопросы безопасности дорожного движения. На следующий день после заседания на Красногвардейской водителей…
Одного из лишенных званий офицеров судили вместе с женой по статье о грубом нарушении общественного…
Беларус возглавлял исследовательскую группу в Институте химии Макса Планка в Майнце и сделал прорыв в…