Categories: Общество

Оправдание собственного выбора. Нужно ли мучительно искать, кто виноват в аресте Nizkiz

Первое большое бурление байнета в новом 2024 году произошло из-за задержания музыкантов группы Nizkiz. А точнее, из-за того обстоятельства, что артисты не уезжали из страны после протестов 2020 года, а продолжали жить в Беларуси и гастролировать в странах Европы.

Читайте также: «Виноват режим Лукашенко и силовики»: реакция байнета на задержание музыкантов группы Nizkiz

Сразу проявилась характерная для травмированного беларуского протестного сообщества черта: желание найти крайнего. «Кто виноват?» — этот философский вопрос сейчас возникает первым по любому поводу. Неприятному поводу, если быть точным.

А неприятные поводы почти все. 

Одно это обстоятельство уже объясняет вечный поиск крайних с точки зрения психологии: люди в постоянном стрессе, расслабиться невозможно, на тебя сыплються все новые и новые гадости. Возникает внутренний крик: «Да сколько ж можно?! Кто творит всю эту дичь?» А так как до тех, кто фактически ее творит, добраться невозможно, психика ищет более доступные объекты для выплескивания негатива. Можно позлиться на тех, кто подвергает себя опасности, возвращаясь в Беларусь, а можно — на тех, кто своими комментариями в интернете не уважает чужой выбор. Психологический механизм переноса эмоций в этих случаях может быть совершенно одинаковым. 

Все обсуждения ситуации с Nizkiz, которые приходится видеть, так или иначе крутятся вокруг вины и виноватых. 

Кто-то не понимает, зачем так явно подставлять себя, кто-то призывает не обвинять жертву и настаивает на виновности исключительно режима. Кто-то говорит, что беларусы в эмиграции ищут в этом кейсе подтверждения правильности собственного выбора. И это опять про вину или, сказать мягче, сомнения. Вдруг нас осуждают за то, как поступили мы? Вдруг наш выбор не самый лучший? А тут подтверждение: вот что было бы, если бы мы остались. 

Читайте также: «Предпринимательский сектор принял на себя основной удар репрессий». Экономист — об оттоке кадров из экономики

При этом другой философский вопрос: «Что делать?» всерьез не рассматривается. Само собой понятно, что сделать ничего невозможно, кроме как подумать о своей безопасности. Примерно такое убеждение сидит у нас в подкорке.

Все это создает токсичную ситуацию, когда новое несчастье с кем-то из людей с нашей стороны баррикад вызывает взаимные обвинения, а не взрыв солидарности, как было в 2020.  

Чуть более глубокомысленно, чем другие комментаторы, высказался журналист Игорь Ильяш, муж политзаключенной журналистки Катерины Андреевой.    

«Просто заворожен комментариями в духе «зачем», «феерические», «не оскудеет земля» (и это самые мягкие формулировки) по поводу задержания музыкантов Nizkiz, которые оставались в Беларуси несмотря ни на что. 

Мне вот интересно, а люди, которые подобное пишут, вообще понимают, насколько эти слова созвучны вопросу «Оно того стоило?», который многие политзаключенные, начиная с 2020 года, слышали от своих тюремщиков?

Впрочем, чего это я. Вы же обесцениваете чужой выбор просто для того, чтобы не сомневаться в собственном. Практично и удобно. Схема работает по обе стороны баррикад».

Читайте также: «Приходит время отвечать за свои поступки». Что известно о новом главе управления СК по Брестской области

В вопросах, которые задавали «протестунам» в 2020 году те, кто с ними взаимодействовал от лица системы, звучала и некоторая тревога (когда другой делает не так, как ты, это беспокоит), и желание удостовериться в правильности — даже единственно правильности — своего пути, несмотря на те или иные сделки с совестью на нем. Для беларуса большую роль играет аргумент «Ну а как иначе?» 

Игорь Ильяш обратил внимание на схожесть менталитета двух враждующих между собой групп беларуского общества. Это вполне естественно, что мы мыслим похоже. Мы по-прежнему один народ. Думать, что те, кто вышел на марши в 2020, резко стали противоположностью остальной стране и себе самим вчерашним, очень наивно.

А это приводит к ситуации, когда, будучи во многом похожи, мы не можем принять различия между нами. Сейчас это работает и внутри протестных кругов.

Но, возможно, за кадром зловещей тенью висит еще один вопрос, который втайне мучит беларусов. О нем пока не говорят громко в независимых СМИ. Да-да, тот самый, который задавали тюремщики в 2020 году. Стоило ли выходить, если следом тянется только бесконечный поток страданий? Этот вопрос сразу вызовет взрыв негодования. Вы продались пропаганде! Вы обесцениваете самое светлое событие в истории Беларуси! Вы не верите в демократию!

Если лично у вас этот вопрос вызывает именно такие эмоции, то самое время им задаться. Не для того, чтобы сказать: «А, не стоило. Все ложь, нет правды на свете». Не для того, чтобы внезапно полюбить Лукашенко или признать нормальной его жестокость по отношению к противникам. Не для того, чтобы вычеркнуть из жизни яркие моменты 2020 года и добровольно записать покаянное видео на фоне двери: «Я сознаю, что был не прав».

Вопрос нужно задать действительно честно, ради ответа. Дело в том, что протест 2020 года был очень эмоциональным действием, когда люди не вполне осознавали свою мотивацию, свои цели и тем более последствия. Многих вовлекала «атмосфера праздника». Это не значит само по себе, что мы действовали неправильно. Это значит только то, что в любом случае настанет момент, когда эмоциональное действие нужно осмыслить. Если этого не делать из страха обнаружить что-то неприятное для себя, тогда стресс и раздражение будут только нарастать. Особенно в ситуации, когда последствия эмоционального действия несоразмерные с ним и очень тяжелые.

Пока демократически настроенные беларусы не выглядят как люди, уверенные в своем выборе и принимающие как данность (не как нормальное положение дел) его последствия. А если нет уверенности в выборе, остается только любыми средствами защищать его от чужих мнений и собственных сомнений.

Право самому судить свои поступки, а не отдавать это на откуп кому угодно вокруг, как раз характеризует взрослого, морально устойчивого человека. Способного со временем находить осмысленные ответы на тот самый вопрос «Что делать?»

Avtor2

Recent Posts

Брестский облисполком потратил на 11 сувенирных зубров более 8 500 рублей. Показываем, как выглядит эта роскошь

Возможно, нескольких зубров подарили председателю Юрию Шулейко, у которого одна из самых больших коллекций лесного…

8 часов ago

Александр Фридман: Польша решила разговаривать с Лукашенко языком ультиматумов

Последнее слово в миграционном кризисе – за Кремлем: слишком высокие ставки поставлены на кон.

17 часов ago

Мужчину задержали из-за пророссийской провокаторши, спасение из Мухавца: что произошло в Бресте и области 25 июня

А в начале июля будут суть брестского врача анестезиолога-реаниматолога Тимура Лозко. Подробности этих и других…

19 часов ago

«‎Не нравится — идите мимо»: в Бресте женщина с флагами «‎Za Россию»‎ и ЧВК «‎Вагнер» спорила с брестчанами о символике

Происходящее снимали на видео обе стороны конфликта. Угадайте, кого наказали. Журналист BGmedia узнал, что за…

22 часа ago

Голубика дешевле, а малина дороже: сравнили цены на ягоды и фрукты на брестском и варшавском рынках. Цифры любопытные

BGmedia узнало, какие сезонные ягоды и фрукты выгоднее покупать на рынке в Бресте, а какие…

22 часа ago

«Автобус будет Брест — Стамбул — Варшава». Как в чатах обсуждают возможное закрытие погранперехода «Брест — Тересполь»

В приграничных чатах не особо верят в закрытие всех погранпереходов на границе Польши с Беларусью,…

1 день ago