Магазин «Белкнига» в Бресте

«Проверка спецслужбами, где Министерство культуры — только посредник». Что происходит с культурой внутри Беларуси

13.09.2023 06:15 Магазин «Белкнига» в Бресте. Источник фото

Исследование ПЕН-центра рисует мрачную картину, похожую на советское прошлое и антиутопию. Есть некоторые различия между Минском и регионами.
Читайте BGmedia в:

Беларуская культура и искусство в глубокой яме — так охарактеризовали обстановку последних полутора лет деятели культуры, которые живут и работают в Беларуси. 

Беларуский ПЕН-центр провел 42 экспертных интервью с литераторами, художниками, фотографами, музыкантами, работниками кино, культурными журналистами и др. Все они находятся в Беларуси, кроме трех, которые уехали из страны в конце 2022 — середине 2023 года. Факты нарушения культурных прав ПЕН-центр мониторит еще с 2019 года. 

Читайте также: Стихи и голоса поэтов, художники и беларуская озвучка культовых фильмов: Что можно найти в беларуском TikTok

Что рассказали деятели культуры

Культурная деятельность сужается, планомерно уничтожаются целые пласты культуры. Еще до 2022 года произошел «погром» независимых медиа, а за последние полтора-два года закрыто большинство культурных организаций, продолжается ликвидация частных издательств, закрываются альтернативные образовательные проекты. Режим лишает артистов голоса и средств к существованию. Так можно коротко описать ситуацию со слов респондентов. 

Самый популярный вид репрессий — цензура: все должно быть стерильным с точки зрения политики и критических высказываний.

Фактически независимая культура вернулась к практике советского времени — ушла в подполье, перешла в режим квартирников.  

«Если брать в целом беларускую литературу, я имею в виду серьезную, которая была у нас в Беларуси, то ее нет: кто убежал, кто спрятался, все пишут в стол, и практически литературы нет», — высказался один из собеседников.  

Беларуский ассортимент «Белкниги», основной сети книжных магазинов в стране и монополиста в этой отрасли, почти опустошен. Отсутствует абсолютное большинство современных знаковых авторов, которые уже стали классиками беларуской литературы. 

Полки государственных магазинов заполнены в основном «государственной книжностью» и большим количеством российских изданий.

Почти полностью отсутствуют книги на историческую тематику, кроме разве что темы ВОВ и пропагандистских опусов, в которых открыто сеется ненависть и враждебность и которые выставляются в видных местах.  

Читайте также: «Константин Острожский был тем, кем сегодня является Залужный». Украинский эксперт — о беларуском Дне воинской славы

Есть информация, что уже существует список людей, которых запрещено цитировать. 

Один из литераторов сказал, что все репрессии, которые происходят в сфере литературы, наводят его на мысль про существование каких-то «товарищей-кураторов… каких-то небеларусов и которые живут не в Беларуси».  

Среди деятелей искусства у власти появились списки «неблагонадежных». Вступили в силу изменения в Кодексе о культуре (1 января 2023 года), согласно которым каждая художественная выставка должна пройти согласование, для которого нужно подать множество фото и описаний авторов и их работ. 

«Что такое согласование? Это проверка спецслужбами, где Министерство [культуры] — только посредник».  

При этом ответ дается только в устной форме. Никто не хочет брать на себя ответственность, потому что все равно на мероприятие могут прийти «неравнодушные беларусы» вроде Ольги Бондаревой или Светланы Жигимонт и добиться закрытия выставки. 

Существует запрет на покупку произведений художников, пополнение ими коллекций — это способ сделать так, чтобы неугодный художник просто не мог существовать за счет своего таланта на территории РБ. Можно давить и через аренду мастерских — просто поднять расценки, причем даже задним числом. 

Среди музыкантов и коллективов также существует список, кому нельзя на беларускую сцену. 

От театров требуется создавать и продвигать идеологически выверенные произведения и спектакли. В Минске впервые прошел республиканский театральный фестиваль «Перамога», на котором показали военные спектакли.  

Читайте также: Патриотизм любой ценой? Планировку Брестской крепости разрешили изменять ради строительства патриотического центра

Что касается музеев, то они теряют людей, которые делали их более современными. Из-за «списков неблагонадежных» (которые в народе называют «черными списками») трудно найти гостей для мероприятий: «они тупо не знают, кого позвать  [на Ночь музеев], потому что никого нельзя звать».  

Национальная киностудия «Беларусьфильм» стала практически режимным объектом. Каждый сотрудник должен пройти «отдел  №1» з запросом в КГБ и милицию. Профессионализм и талант в таких условиях — последний критерий. Поэтому над фильмом «Черный замок Ольшанский» по роману Короткевича работают российский режиссер и грузинский оператор. 

Читайте также: «А теперь бы это все на кинопленку»: в Беларуси работают над пропагандистским фильмом о протестах 2020 года

Как в регионах?

Как рассказала во время презентации председательница ПЕН-центра Татьяна Недбай, собеседников для интервью старались выбрать так, чтобы было не менее 30% людей из регионов. Однако большинство — люди из Минска. 

«Есть такой интересный факт, что в регионах меньше давят. Об этом говорили как респонденты из Минска, так и респонденты из региона, что если кого-то не пускают выставляться в Минске, то этот человек может найти возможность выставиться где-то в регионах», — поделилась Недбай. 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: