Прислать новость

«Разница непонимания ситуации в Беларуси». Социологи рассказали, в каких информационных коконах живут беларусы

06.06.2024 20:18

Социологи со ссылкой на мнения беларусов, которые остались в стране, говорят, что уехавшие беларусы не понимают, что происходит в стране.

Беларусская аналитическая мастерская 6 июня презентовала результаты двух социологических исследований: «Беларусы в Литве» и «Информационные коконы — внутри Беларуси и за ее пределами» (условное название: «Свои — чужие»).

Рассказываем на основе данных социологов, в каких коконах живут оставшиеся и уехавшие беларусы, почему они по-разному воспринимают действительность и что такое новая реальность в Беларуси.

Читайте также: Андрей Вардомацкий: 85% беларусов – против ввода войск в Украину, и это – «консолидация без флага»

Директор Беларусской аналитической мастерской Марина Новикова рассказала, что тему для исследования информационных коконов подсказали сами респонденты, которые участвовали в большом двухлетнем социсследовании (оно началось в 2023 году и продолжается сейчас).

В исследовании про информационные коконы участвовали 63 человека в период с лета 2023 года по весну 2024-го. Это совершеннолетние граждане Беларуси, которые живут в нашей стране во всех шести областях: от деревень и агрогородков до районных центров, средних городов и областных центров. Пол — 50 на 50%, политические взгляды — абсолютно разные. Социологи общались с ними с помощью метода глубинного телефонного интервью.

«Когда возникла идея проведения исследования, респонденты сами озвучивали то, что существует разница непонимания оценки ситуации, которая происходит в Беларуси, между теми, кто уехал, и теми, кто остался. Изначально мы понимали, что, вероятно, существуют коконы среди уехавших и оставшихся», — рассказала Марина Новикова.

Какие существуют коконы:

  • Как основа выживания;
  • Как средство безопасности;
  • Как возможность достичь целей (художественных, политических, журналистских);
  • Информационные.

Читайте также: О протестах знают больше, чем о беларуских добровольцах. Результаты нового опроса об отношении украинцев к беларусам

Коконы — как основа выживания

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

По словам Марины Новиковой, смысл этой цитаты заключается в том, что по-другому невозможно выжить, когда ты пережил события 2020 года, когда случилась война. С этим стрессом невозможно справиться, поэтому люди вынуждены закрыться в скорлупе и продолжать как-то жить.

Подтверждает эту цитату тезис «Кокон — как психологическая травма». К нему есть вот такая цитата:

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

Дословно человек ушел в «замри». Он ничего не хочет знать, слышать, потреблять, отказался от источников потребления информации.

Коконы — как средство безопасности

Марина Новикова говорит, что люди внутри Беларуси в целях безопасности предпочитают не обсуждать те или иные темы, которые считают чувствительными. Более того, они образуют какие-то группы. Респонденты примерно так объясняли это:

«В этой категории мы не обсуждаем политические темы. С этими людьми я не обсуждаю войну. С этими людьми я не обсуждаю еще что-либо, либо мы вообще не общаемся. Это безопасность».

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

Коконы — как возможность достичь цели

Таких мнений среди респондентов было достаточно. Это свойственно молодежи. Она говорит, что существует не только расслоение беларуского общества, но и коконы, капсулы, сообщества, закрытые клубы, куда можно войти с помощью специального пароля. И тогда ты будешь допущен туда.

В таких закрытых клубах есть молодежь, которая занимается нравящейся ей музыкой, потому что они не получают гастрольных удостоверений, молодежь, которая изучает подземное пространство Беларуси, и другие.

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

Директор Беларусской аналитической мастерской объясняет, что в данной ситуации кокон, который объединяет такое сообщество, дает возможности для разных реализаций: артистических, художественных, журналистских и т.д.

Читайте также: «Во Львове был — фашистов не видел, в Затоке — тем более». Пять причин провала российской пропаганды в Беларуси

Информационные коконы

Марина Новикова считает, что это самые главные коконы. В них находятся следующие категории беларусов:

  • Потомственно-лояльные;
  • С активными протестными взглядами;
  • Изменившие свои взгляды в 2020 году;
  • «Маленькие люди», не выражающие активно политические взгляды.

Потомственно-лояльные люди

Это беларусы, у которых в семье от бабушки до внучки (это период 30 лет). В их представлении все всегда было относительно хорошо. Показателем потомственной лояльности является критерий «отказ посещать Европу». У нас есть дача, есть огород, мама ездила на дачу, я ездила на дачу, внучка ездит на дачу. У нас и дома хорошо, зачем нам в Европу.

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

По словам Марины Новиковой, у таких людей никогда не было травм со стороны государства, они никогда не сталкивались с проблемами со стороны государства. Такое бывает. В пример приводят следующую цитату респондента:

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

С активными протестными взглядами

Это люди, которые давно и активно выражали свое политическое недовольство. Это люди, которые пострадали во время событий 2020 года: сидели на сутках, получили штрафы, пытались уехать, но вернулись, те, кто сидит на «домашней химии». Их основной источник информации — негосударственные медиа.

Изменившие свои взгляды в 2020 году

Это «проснувшиеся» люди, которые ничего не читали до 2020 года, а после волна их закрутила, они начали все читать. Например, это бывшие военнослужащие, которые изменили свои взгляды после событий 2020 года, это представители госслужб, чиновники, работники госпредприятий.

На сегодня они считают, что события, происходящие в стране, не совпадают с оценкой, которую дают уехавшие беларусы.

«Маленькие люди»

Эту категорию можно описать так: я маленький человек, от меня ничего не зависит, мы должны принять ситуацию такой, какая она есть.

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

Марина Новикова не относит этих людей к категории «нейтральные», потому что у них есть мировоззренческие взгляды. Например, когда молодому человеку, который говорит, что он маленький человек и от него ничего не зависит, задают вопрос: «А если начнется война на территории Беларуси?» Он отвечает: «Я сяду в тюрьму, но никогда не буду воевать против своей страны, никогда не перейду на сторону России».

Читайте также: Почти половина беларусов — «нейтралы», которых можно разделить на три категории. Проверьте, в какой вы или ваши близкие

Причины разницы в восприятии беларуской действительности

Эти причины назвали категории людей, которые находятся в информационных коконах в Беларуси:

  • Остались в 2020 году. В эмиграции это единственная возможность сохранить национальную идентичность;
  • Естественная оторванность от беларуской повестки;
  • Нежелание признать новую нормальность.

Возможность сохранить национальную идентичность

Эту причину объяснил один из респондентов. Он выстроил свою классификацию беларусов, которые уехали из страны в том числе по политическим причинам:

  • Лояльные;
  • Уехали, потому что представилась возможность;
  • «Жыве беларусы».

Для последней категории остаться в 2020 году, вспоминать, что происходило там, — это единственная возможность, к сожалению, сохранить свою национальную идентичность. С ними тяжело и неприятно общаться, потому что, когда они встречаются, каждый из них вспоминает, сколько раз и как он был избит.

Оторванность от беларуской повестки

Отрыв от реальности связан в том числе с чтением негосударственных медиа, с естественным отрывом, потому что когда человек уезжает, то живет в другой стране. Цитаты респондентов для примера:

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

Читайте также: «Нас вынудили писать историю кровью». Есть ли у беларуского народа право на восстание?

Что такое новая нормальность в Беларуси

Один из респондентов ответил на этот вопрос так:

«Они перекручивают гайки настолько, что механизм ломается. Потому что принимаются настолько абсурдные, неисполнимые изначально, нежизнеспособные законы, что их просто не будут исполнять. Невозможно исполнять».

Респонденты рассказывали, что местные чиновники тоже радеют за благосостояние своего города, так же хотят, чтобы у них в городе работал частный театр. Они принимают какие-то документы, которые ускорят принятие и работу этого частного театра.

Еще два примера:

Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской
Скриншот презентации социсследования Беларусской аналитической мастерской

Подводя итоги, Марина Новикова еще раз подчеркнула, что Беларусская аналитическая мастерская не пытается презентацией этого исследования создать радужное представление того, что происходит в Беларуси. Об этом говорят высказывания респондентов о том, что есть это, это и это, но есть то, есть другое.

Она завершила презентацию цитатой социолога, которого сейчас не принято цитировать из-за войны в Украине: «Общество продуцирует человека, но и человек продуцирует общество». По ее мнению, сейчас мы видим ситуацию, когда люди в Беларуси создают беларуское общество.

Читайте также: Обойти фактор страха. Можно ли верить социологическим опросам в условиях репрессий?

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.