19 сентября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», утвердивший бело-красно-белый флаг в качестве официального.
Сегодня бело-красно-белый флаг стал символом мирного протеста белорусского народа. Без какого-либо пропагандистского навязывания он самолично отменил понятие «несанкционированная символика».
Государственные пропагандисты, промывая сознание граждан от «непотребных» мыслей, пытаются убедить в том, что бело-красно-белый (белор. «бела-чырвона-белы» — БЧБ) флаг не является ни историческим, ни национальным. Мол, это не более чем флаг маргинальной политической группы.
Пытаясь дискредитировать БЧБ, его называют «псевдообъединяющим, внедренным ради порабощения умов». Акцентируют внимание на том, что сторонники перемен используют символику, которую в годы Второй мировой войны использовали вместе с символикой фашизма белорусские коллаборанты, сотрудничавшие с оккупационными властями в расчете на создание какого-то белорусского государства под протекторатом Германии.
Однако улицы наших городов сегодня (Этот материал был подготовлен к 29-й годовщине утверждения БЧБ в качестве официального флага Республики Беларусь. Тема продолжает оставаться актуальной и в 2021 году.) окрашены в бело-красно-белые цвета. Благодаря массовому признанию БЧБ флаг стал национальным символом стремления к свободе.
Читайте также: В Бресте задержали ветерана-афганца, который развернул бело-красно-белый флаг
Дата признания — декабрь 1917 года
Появился бело-красно-белый флаг сравнительно недавно.
«Хотя комбинации красного и белого цветов на вексиллологических материалах, происходящих из Беларуси, встречаются в эпоху Средневековья, искать бело-красно-белый флаг в глубокой древности все же не стоит», – пояснил «БГ» заведующий отделом генеологии, геральдики и нумизматики института истории НАНБ, кандидат исторических наук, доцент Алексей Шаланда.
Первичным государственным символом ВКЛ был герб Погоня. Он использовался во второй половине XIV века. «Государственными» флагами в те времена чаще всего были штандарты монархов. В ВКЛ таким флагом служило красное полотнище с белым всадником в доспехах на белом коне.
Бело-красно-белый флаг в качестве национального появился намного позже, в процессе формирования самоосознающей себя белорусской нации. Не могло быть национальной символики, когда и самой-то нации как таковой не существовало. Белорусы не были исключением из общеевропейской практики.
Об этом рассказал кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений Белорусского государственного университета Владимир Ляховский: «Создание таких символов для большинства стран Центральной и Восточной Европы началось с «Весны народов» 1848-1849 годов и окончательно закрепилось в конце Первой мировой войны, во время разрушения полиэтнических Российской и Австро-Венгерской империй».
Впервые бело-красно-белое знамя как символ национально-освободительного движения, целью которого было государственное самоопределение белорусов, появилось во время Февральской революции 1917 года. Она дала мощный импульс развитию национальных движений в бывшей царской империи, в том числе и белорусскому.
Долгое время имя автора бело-красно-белого флага оставалось неизвестным. «И только в начале 1990-х годов историками было выяснено, что его авторство принадлежит одному из основателей Белорусской Народной Республики, горному инженеру и архитектору Клавдию Душевскому (1891–1959), – поясняет Владимир Ляховский. – Есть все основания полагать, что заказ Душевскому поступил от белорусского воинского комитета Петроградского гарнизона. Эта символика к декабрю 1917 года приобрела широкую популярность среди белорусских военных. С невероятной скоростью бело-красно-белые ленты на военной форме распространились по всем общероссийским фронтам Первой мировой войны, а также на Балтийском флоте. Белорусские офицеры и солдаты, объединенные в национальные кружки и комитеты, начали активно использовать бело-красно-белые ленты на своей форме и пальто, что отличало их от представителей других национальностей бывшей царской армии. В первую очередь, это выделяло их из россиян, а также поляков, входивших в состав дислоцированного в Беларуси польского корпуса ген. Довбар-Мусницкого, агитировавшего за создание польского национального государства в границах 1772 г. (последние использовали флаги и петлицы не только в biało-czerwonych, но в красно-бело-красных цветах бывшей Речи Посполитой, претендуя тем самым на белорусские территории».
Образ полотнища из трех равновеликих бело-красно-белых полос создавался с учетом как геральдических традиций, так и народного декоративно-прикладного искусства (узоры на рушниках, традиционная одежда).
«Бело-красно-белый флаг был официально признан в декабре 1917 года на Всебелорусском конгрессе — фактически первым общенациональным предпарламентом Беларуси, – продолжает Владимир Ляховский. – Этот факт подтверждает корреспондент минской большевистской газеты «Советская правда» (от 5 декабря 1918 г., №19), который в своем репортаже сообщил, что на третий день съезда от имени местного исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западного края и фронта выступил большевистский комиссар Людвиг Резовский, предложивший заменить бело-красно-белый флаг красным полотнищем Интернационала. Резовский с особым цинизмом оскорбил флаг, назвав его «национальной тряпкой», и потребовал сбросить его. В ответ делегат съезда, генерал-лейтенант Константин Алексеевский припустился на одно колено и поцеловал край белорусского национального полотнища. Флаг стал свидетелем жестокого разгона большевиками белорусского конгресса».
Читайте также: Цепкало о госсимволике Беларуси: «Кто хочет — вывешивает бел-чырвона-белы из окна. Кто хочет — нынешний флаг» (видео)
Символ независимости
С провозглашением Белорусской Народной Республики в 1918 году бело-красно-белый флаг окончательно закрепился в качестве ее национального символа. Деятели БНР утвердили его как «государственный флаг республики». С тех пор бело-красно-белый флаг олицетворяет собой стремление белорусов к независимости. Как атрибут политической солидарности он сыграл немаловажную мобилизующую роль в развитии белорусского национально-освободительного движения в последующее время.
«В Западной Беларуси, оказавшейся под властью Польши, бело-красно-белый флаг активно использовался как символ, олицетворяющий национально-освободительное движение белорусов против насильственного ополячивания, политического, социального и культурного угнетения белорусского населения. Все основные белорусские партии активно использовали бело-красно-белую символику в своей политической деятельности. Под бело-красно-белым флагом функционировали все основные западнобелорусские общественные организации (Товарищество белорусской школы, Белорусский студенческий союз, Белорусский учительский союз и др.)», – пояснил Владимир Ляховский. История у этого флага давольно богата и содержательна. А тем, кто утверждает, что БЧБ флаг — новодел, следует признать, что такими же новоделами являются флаги многих государств.
С созданием Советской Социалистической Республики Беларусь в 1919 г. (позднее – БССР) встал вопрос о ее символах. Национальная символика по политическим и идеологическим мотивам была отвергнута. Были созданы новые флаг и герб. Примером для них стала советская символика, которая посредством красного цвета и серпа с молотом презентовала идею союза рабочих и крестьян. В 1951 году его поменяли на красно-зеленый с белорусским народным орнаментом, серпом, молотом и звездой.
Читайте также: Кто же внёс национальный флаг в Овальный зал?
Использование национальной символики коллаборантами не повод от нее отказываться
Сегодня белорусская государственная пропаганда активно муссирует тему использования национальной символики коллаборантами в годы Второй мировой войны. БЧБ флаг фактически приравнивается к нацистской символике. Да, белоруские коллаборационисты использовали флаг. Но следует знать, что коллаборационисты были во всех без исключения оккупированных странах Европы и, позиционируя свои движения как национальные, все они использовали свою национальную символику.
К примеру, национальные русские воинские формирования, воевавшие на стороне Третьего рейха против СССР , использовали исторические российские национальные символы. Так, Русская освободительная армия (РОА), которой командовал А.А. Власов, использовала Андреевский флаг, а ее отдельные формирования – современный российский бело-сине-красный. Если формирования РОА маршировали под российским триколором, то что, современной России отказаться от своей национальной символики?
«В то время на территории Беларуси под своими национальными флагами действовали украинские, литовские и латвийские карательные батальоны. Под российским триколором бригада СС «Русская освободительная народная армия» под командованием Б.Каминского в борьбе с партизанами уничтожила в рамках зачистки тысячи мирных жителей на Витебщине», – рассказывает Владимир Ляховский.
Коллаборационистское правительство Франции времен ее оккупации нацистской Германией также использовало национальный флаг. Но, как видим, ни для русских, ни для французов, а вкупе с ними венгров, румын, итальянцев, болгар и других факт использования национальных флагов воинскими формированиями, служившими нацистам, не стал поводом для отказа от своей национальной символики.
К сказанному можно добавить, что во время оккупации бело-красно-белое полотнище белорусские коллаборационисты использовали в частном порядке, оно не имело официального статуса. В отличие, скажем, от французского триколора, который использовал марионеточный вишистский режим. И Франция почему-то не отказывается от флага, который был официальным символом французской коллаборации.
Нацисты, считавшие белорусские земли своей колонией, отказывались давать им хотя бы марионеточную государственность, поэтому во времена оккупации здесь был только один официальный флаг – нацистский со свастикой. «Нацистский режим в борьбе с Советским Союзом на оккупированных территориях Беларуси, Латвии, Литвы, России, Украины Эстонии и других стран активно использовал враждебные большевицкой политике силы в своих имперских интересах. При этом оккупантами поощрялось использование национальной символики. Но если в странах Балтии эстонские, латвийские и литовские «карманные» правительства хотя бы имели статус гражданской администрации на своих территориях, то белорусские коллаборанты в лице Белорусской народной самопомощи, Рады доверия, Центральной белорусской рады и Белорусской краёвой обороны были определены оккупантами как чисто совещательные структуры и зачастую как низовой вспомогательный аппарат германской административной системы. Геополитический расчет части белорусской национальной элиты на гитлеровский режим в своей борьбе со сталинизмом был трагической ошибкой. Следует при этом отметить, что белорусская национальная символика де-юре так и не была утверждена ни руководством Ostland, ни Минстерством оккупированных Восточных территорий А.Розенберга, про что свидетельствует переписка лидеров БНС и Рады доверия с данными ведомствами в 1942 – 1944 гг., сохранившаяся в архивах. Больше того, лидер Белорусской народной самопомощи Иван Ермаченко, наиболее активный сторонник идеи создания белорусского протектората под опекой Третьего рейха, за свои политические инициативы в сентябре 1943 г. был арестован гестапо и чудом избежал расстрела. Одновременно СД и гестапо были физически уничтожены наиболее активные белорусские национальные деятели, инициаторы создания в зоне оккупации подпольных структур сторонников белорусской независимости (В.Годлевский, Ст.Гляковскій, А.Дасюкевич, Св.Ковш и др.). Только весной 1944 г. за несколько месяцев до прихода советской армии оккупационная администрация дала добро (де факто, без юридического закрепления) на свободное использование бело-красно-белого флага и герба «Погоня», – поясняет Владимир Ляховский.
К сказанному Владимир Ляховский добавляет: «Часть белорусских национальных деятелей отказалась сотрудничать с нацистами. Многие из них в рядах франузского Сопротивления (Л.Рыдлевский), а также в составе британских вооруженных сил (В. Жук-Гришкевич, П.Сыч, К.Акула и др.) воевали против нацистской Германии. Кстати, автор бело-красно-белого флага К.Душевский, проживавший тогда в Каунасе, не участвовал в коллаборантских организациях и в годы оккупации спас от уничтожения несколько еврейских граждан, пряча их у себя в квартире».
Реинсталляция
После распада СССР бело-красно-белое знамя было утверждено в 1991 году в качестве государственного флага новообразованного белорусского государства. Таким образом первым государственным флагом независимой Беларуси стал БЧБ флаг. Именно под ним принимал свою первую президентскую присягу Александр Лукашенко, и тогда никто не говорил, что это фашистский флаг.
Ренессанс, к сожалению, оказался недолгим. В 1995 году власти инициировали референдум, на который был вынесен и вопрос о символике. Сделано это было не случайно. Главной оппозиционной силой в то время являлся Белорусский народный фронт, с которым власть, видя угрозу, хотела покончить раз и навсегда. Сделать это можно было, лишь рубанув ростки «смуты» под корень – отнять у «противника» его главные завоевания, в числе которых историческая символика — бело-красно-белый флаг.
Белорусы, в массе своей испытывающие ностальгию по распавшемуся государству, в силу резкого падения уровня жизни в первые годы независимости, приняли возвращение привычного для них советского символа. Вернувшийся флаг имел те же цветовые характеристики, что и флаг БССР, только без серпа, молота и звезды. Изменилась и цветовая гамма орнамента (на флаге БССР он был белый на красном, а на современном флаге РБ – красный на белом).
Долгое время бело-красно-белый флаг находился на нелегальном положении, его публичная демонстрация расценивалась как правонарушение. «Авторитарный режим, существующий в Беларуси, не заинтересованный в нагнетании напряженности в отношениях с соседними государствами, вполне лояльно относится к национальным (государственным) символам соседних стран, на которых также лежит тень коллаборационизма. Зато в отношении белорусской национальной символики, которая имеет за собой столетнюю традицию борьбы народа «каб людзьмі звацца» и олицетворяет его твердое стремление к свободе и демократическим реформам, местечковый репрессивный аппарат применяет всевозможные запретительные и репрессивные меры. Но манипуляция общественным мнением, построенная на «советских скрепах», давно уже перестала работать. Белорусы идут вперед под бело-красным-белым флагом», – констатирует Владимир Ляховский.
Последние события в стране показали, что гонимое знамя продолжает жить. В сознании народа сегодня оно реинсталлировалось в качестве подлинно почитаемого национального символа, который воплощает в себе решимость белорусов защитить свое достоинство и свободу.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: