Categories: Общество

«Тиранство есть привычка, переходящая в болезнь»: В Бресте покажут спектакль, схожий по сюжету с нынешним ГУЛАГом

О чем история?..

Федор Достоевский написал мрачную историю из жизни заключенных в 1861 году, вернувшись «из глубины сибирских руд», из Омского острога, где долгие четыре года отбывал каторгу по политическому делу. Лично познав, как низко может пасть человек и как высоко может возвыситься его душа, писатель создал «книгу века». С ее выходом многие современники так и прозвали Федора Михайловича: «Автор «Записок из Мертвого дома».

Перед нами разворачиваются картины каторги в самых разных ее проявлениях. Они будто бы нанизываются друг на друга, как звенья кандалов, которые на протяжении десяти лет кряду носил главный герой повести – рассказчик Александр Петрович Горянчиков, осужденный за убийство своей жены. Отбыв наказание, герой весь остаток жизни посвящает написанию дневника.

Читайте также: Без бумажки вы букашка? Узнали, какие варианты есть у беларусов, оказавшихся без паспорта за рубежом

Виновные и невинные, холоднокровные убийцы и матерые контрабандисты, лихие воры и интеллигентные фальшивомонетчики, добродушные дворяне и мудрые крестьяне… Злые и добрые, счастливые и раздавленные горем. Каждый обитатель острожного «Мертвого дома» рассказывает о себе все, как на духу, как перед страшным судом. Вот об этом писал Достоевский 160 лет назад. Об этом же спектакль молодого петербургского режиссера Рачи Махатаева. Спектакль, в котором так много о нашем сегодня: не только «Мертвый дом» – часть постсовка, но и постсовок – часть «Мертвого дома».

Тринадцать актеров, одетых в разнокалиберное черно-серое (исключение — вездесущий майор в форменной шинели), располагаются на авансцене, на фоне пожарного занавеса. Большую часть времени сцена затемнена, а герои делятся на пары: один берет на себя роль рассказчика, другой становится объектом изучения. Игра актеров построена на контрасте: вот он, безжизненный, под прицелом глазка камеры, – а вот оживает, говорит о себе, движется. Артисты легко переходят от роли заключенного к образу рассказчика-сказителя, такого «коллективного» Достоевского.

Вот Евгений Женихов, раздумчиво заключающий по женскому вопросу: «Оно конечно, если их не бить – не будет добра». Или Александр Крюков убедительно, с жутковатой полуулыбкой, играющий Калмыка – того, которого секли с детства, и это оказалось полезно: в тюрьме он не умирает даже после четырех тысяч палок. Страшнее, бесчеловечнее всех кажется упивающийся своей властью майор (Юрий Волков), который в финале жалок и так похож на других заключенных.

Читайте также: «А теперь бы это все на кинопленку»: в Беларуси работают над пропагандистским фильмом о протестах 2020 года

В конце спектакля заключенные по очереди скидывают в центре сцены пиджаки, оказываясь в одинаковой черной одежде; по очереди садятся перед камерой в последний раз и по одному уходят. И только одна история выбивается из общего ряда. Вдруг выясняется, что Отцеубийца (яркая работа Виталия Стеблецова) оказывается невиновным. Он сбрасывает на гору пиджаков не одежду, а… свои кандалы. Так как эта история вынесена в финал, она невольно заставляет зрителя задуматься: а сколько среди сидящих еще невинных?

…Об истоках ненависти и опасности безграничной власти

Из отдельных зарисовок складывается панорама «Мертвого дома», ставшего символом России времен николаевского правления. «Сколько прекрасных по натуре людей погибло на каторге», «погибли даром лучшие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» – задаются вопросом актеры.

Кто несет ответственность за ад «Мертвого дома»: исторические обстоятельства, общественная среда или каждая личность, индивидуум, наделенный свободой выбора добра и зла? Похоже, у Достоевского чаша весов впервые качнулась в сторону второго ответа на извечный вопрос. Ведь подавляющая часть преступлений, за которые попали на каторгу товарищи мемуариста – результат того, что ненависть нередко прорывалась наружу.

Вот лишь несколько цитат классика, которые озвучат актеры из Питера на сцене Брестского театра кукол:

«Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее ему определение».

«Каторжники – народ по большей части «угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Тщеславие и наружность были на первом плане. Все «были помешаны на том, как наружно держать себя».

«Это были ад и тьма кромешная. Пересуды и сплетни были беспрерывными. Но против внутренних уставов и внутренних обычаев острога никто не посмел восставать. Вели себя так, будто звание каторжного составляло какой-нибудь чин, да еще почетный».

«Мы погибший народ, который не умел на воле жить. Не слушался отца и матери, послушайся теперь барабанной шкуры. Весь этот народ работал из-под палки. Если и не был прежде развращен, то в каторге развращался».

Читайте также: Валерий Карбалевич: Нейтрализовать деятельность диаспоры не удастся, а навредить могут

«Остроги и система насильных работ не исправляет преступника… но развивают только ненависть, жажду запрещенных наслаждений и страшное легкомыслие».

«Система наказаний не исправляет, но высасывает жизненный сок из человека, ослабляет душу и потом нравственно иссохшую мумию полусумасшедшего представляет как образец исправления и раскаяния».

«Мы народ битый. У нас нутро отбитое. Оттого и кричим по ночам».

«Есть люди, как тигры жаждущие лизнуть крови. Кто испытал безграничную власть, возможность унижать, делается невластным в ощущениях».

Или вот это, в самое яблочко! Сказано 160 лет назад, а актуальность стопроцентная:

«Тиранство есть привычка, которая развивается в болезнь. От нее самый лучший человек может огрубеть и отупеть до зверя… Власть соблазнительна. «Я царь и бог»… Сама возможность такого своеволия действует на общество заразительно. Общество, равнодушно смотрящее на такое явление, уже поражено до основания».

Это Достоевский. Что, скажите, здесь неправда? А что тогда «экстремизм»?

Читайте также: «Звучит как эпический бред»: в учебных заведениях Московского района Бреста запретили песни на иностранном языке

 P.S. Помнится, 35 лет назад в Минске на сцене Купаловского впервые показывали «Дракона» Евгения Шварца. Был супераншлаг. Мысли миллионов людей, годами сидевших «в заточении», впервые вырвались наружу. То, о чем долгое время можно было в лучшем случае шептаться на кухнях, вдруг стало предметом всеобщего обсуждения. Вряд ли кто тогда думал, что Дракон еще вернется, что все повториться снова, только в виде фарса. Между прочим, билетов на «Мертвый дом» не было в продаже уже в начале августа, за месяц до спектакля. Говорят, аншлаг был и в Петербурге, и в других городах РФ. Может потому, что николаевская Россия, об уродствах которой писали в свое время Гоголь и Достоевский, во многом повторяется в образе России путинской? И ее верного сателлита, что западнее Смоленска?

 

Avtor

Recent Posts

Узнали, где на Брестчине можно отметить Купалье. Пока есть три варианта

Традиционный беларуский праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля. BGmedia выяснило, когда и где…

7 часов ago

«Где он спрятал сигареты?» Как в приграничных чатах шутят про голого иностранца, который прибежал в Беларусь из Польши

Не все пользователи чатов оценили поступок голого мужчины. Некоторые отметили, что он добился своей цели…

8 часов ago

В Каменецком районе пропала 4-летняя девочка, неудачная попытка вывоза денег: что произошло в Бресте и области 2 июля

А сегодня брестчанку начали судить за передачи в СИЗО и денежную помощь заключенным. Подробности этих…

19 часов ago

Польша продлила срок выдачи проездных документов по упрощенной форме для беларусов. Узнали, на сколько

С 1 июля в Польше истек срок выдачи проездных документов по упрощенной схеме, но власти…

21 час ago

«‎Барановичские Бали»: посмотрели, как «‎поплыла» Брестчина после сильного ливня. Много фото

Вчера Брестскую область накрыл сильный ливень со шквалистым ветром. Больше всего досталось Барановичам.

21 час ago

«Это не коллапс. Это новая реальность». На беларуско-польской границе сразу с обеих сторон появились автобусные очереди

Схема с пересадкой в ближайшие ко въезду в пункт пропуска автобусы теперь работает с обеих…

21 час ago