«БГ» спросила у психолога Василия Проня, как влияют на психику детей идеологические мероприятия в детсадах и школах. Также психолог поделился советами, как родителям уберечь детей от токсичного влияния пропаганды.
В первую очередь психолог напоминает немного юридической информации: Беларусь — подписант Декларации прав человека. Также в Беларуси принят закон «О правах ребенка» в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 года. По мнению юристов, тот набор явлений, который происходит сейчас в школах и садах, вступает в противоречие с этими правовыми актами.
Читайте также: Усов о военщине в школах: «Оказалось, что после 20 лет идеологической подготовки беларусы вышли на улицы с бчб-флагами»
Что касается влияния на психику детей, то здесь есть два аспекта: содержание и форма.
«Есть ряд явлений, которые по форме могут быть травмирующими для подростков и детей. Собственно, почему фильмы проходят рецензию и ставится возрастной ценз?
Даже если содержание супер правильное и разумное, но по форме сделано неадекватно для детской психики, это будет травматично. Это нужно фильтровать. А сейчас этот фильтр фактически выключен», — говорит Василий Пронь.
Если показывается фильм о войне детям, особенно дошкольникам, которые в лучшем случае смотрят мультики, и то прошедшие цензуру, — это уже вызывает вопросы.
Что касается содержания, то здесь опасно искажение картины мира. В адекватной системе воспитания важно, чтобы она формировала зрелого, способного принимать здравые решения человека, способствовала формированию личности. Если содержание одиозное, однобокое, не развивает рефлексию и критическое мышление, то мы можем говорить, что это не соответствует целям и задачам педагогики. Если обучение не способствует развитию личности ребенка, то он становится менее адаптивным к социуму, менее эффективным как член общества в зрелом возрасте, даже с точки зрения экономики — он приносит меньше прибыли стране.
Конвенция о правах ребенка 1989 года, статья 17:
Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.
«К содержанию можно предъявлять претензии за то, что оно подавляет критическое мышление.
В чем отличие воспитания от пропаганды? И то, и то влияет на ценностную картину. Но воспитание дает не только определенные ценностные смыслы, но и возможность человеку рефлексировать и выбирать между ними. Пропаганда, наоборот, подавляет критическое мышление, чтобы заложить единственную «правильную» картину мира.
В результате мы получаем фактически биоробота.
К сожалению, кому-то из детей это будет нормально и, наоборот, удобно. Потому что так проще. Тебе дали простую картину мира, ты ее скушал, и тебе не надо развиваться и думать.
Сложности могут возникать в первую очередь у детей, которые растут в семье или культурной среде, которая подразумевает большую степень развития».
У родителей, чья система ценностей не находится в согласии с идеологической картиной, возникает вопрос, как защитить своих детей и при этом транслировать свои семейные ценности, а не то, что закладывает государство.
Читайте также: «Страшно от счастья на лицах воспитательниц». Как продвигают параллельную реальность в брестских детсадах
Что можно сделать?
«Очевидный вариант для тех, кто может себе это позволить, — домашнее образование либо частные школы и садики. Но опять же, мы все знаем, что происходит с частными учебными заведениями. Это продолжение той же политики. Чтобы не было, говоря языком идеологии, рассадников вольнодумства, их закрывают.
Получается, что возможность делегировать внешнюю часть образования педагогам, которым доверяешь, сокращается».
Что тогда остается?
Допустим, ребенок находится в среде пропаганды и идеологии, которую он в силу семейных ценностей воспринимает как «кислотную», травматичную. Не ходить в школу он не может, потому что закон расценивает это как то, что родители не занимаются своими обязанностями, — вплоть до изъятия детей из семьи. Есть силовые рычаги, которые принуждают быть в пропагандистской системе.
Решением может быть поиск вариантов с менее токсичной средой. Могут быть разные школы и учителя с разной степенью вовлеченности в пропаганду. Некоторые от души ее транслируют, а некоторые фильтруют и защищают детей от ее части.
«Что делать, если нет такой возможности?
Остается несколько вариантов. Прежде всего надо поддерживать ребенка, чтобы давать ему тот ресурс, которого не хватает. Дальше, в зависимости от возраста и психологической зрелости ребенка возможны две позиции.
Первая — когда у ребенка недостаточно внутренней целостности, чтобы удерживать двойную картину мира: ценностную внутреннюю и внешнюю, которую надо играть. Это требует дополнительных усилий, это дополнительная нагрузка на ребенка. Если у него не хватает психологической зрелости и он в семье услышал, о чем говорят родители, то ему не хватит рефлексии, чтобы на вопрос учителя не сказать это и не подставиться. В таком случае родителям нужно фильтровать, о чем детям говорить и не говорить, и как, не затрагивая напрямую вопросов государства и политики, воспитывать ценности на бытовых вещах. Что такое хорошо, что такое плохо. При этом не давать ему компрометирующую его информацию.
И в любом случае его поддерживать, быть на стороне ребенка, а не на стороне системы. Ему важно это чувствовать, тогда у него будет больше ресурса с этим справляться.
Читайте также: Страна победившего Хэллоуина. Как «веселый детский праздник» обменялся смыслами с черной для Беларуси датой
Если дети постарше и более психологически зрелые, тогда нужно учить их «внутреннему партизанству»: сохранять свою ценностную позицию и при этом на уровне действий, понимая, в какой среде они находятся, не подставляться».
Второй вариант требует от ребенка больших ресурсов. Поэтому очень нужна родительская поддержка и какая-то дополнительная среда — кружки, друзья и т.п. — где ребенок может быть собой и не скрываться.
Понятно, что часть людей эмигрирует ради того, чтобы их дети не росли в такой среде. Но не все это могут себе позволить.
«Итого: поддерживать детей, понимать, в состоянии ли они удерживать это противоречие, если не в состоянии — фильтровать самим, и участвовать в развитии своих ценностей, давать то воспитание, которая не дает школа или садик».
Также психолог советует избегать идеологических мероприятий, если о них известно заранее. В этот день ребенок может «заболеть» или не прийти по другим причинам.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: