«Ключевой проблемой белорусской системы власти является качество исполнителей и страх брать ответственность на себя, — считает аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич. — В спокойное время это не так заметно и не так критично. Во время кризисов отсутствие думающих и самостоятельных исполнителей в ключевых узлах системы приводит к краху».
На прошлой неделе созданный Лукашенко Белорусский институт стратегических исследований презентовал результаты исследования «Ценностный портрет современного белорусского общества».
Если выключить звук и смотреть только слайды, делится впечатлениями аналитик, то с удивлением видишь прекрасную картину причин и характера проблем белорусской власти. Данные демонстрируют запросы общества на перестройку системы власти.
«Если начинать слушать, с жалостью наблюдаешь за тем, как достаточно умные люди пытаются, образно выражаясь, «натянуть сову на глобус» — интерпретировать данные так, чтобы они понравились Лукашенко».
Это создает «эффект теплой ванны» — когда окружение лидера пытается создать видимость, что все хорошо, а он гениален — который погубил немало политиков.
«За такие подсказки и такую работу, думаю, Тихановской стоило бы работникам БИСИ прислать сакотиса из Вильни. А Латушко мог бы отправить, например, вавельского тортика из Варшавы. С искренними словами благодарности».
Как БИСИ показал глобальную проблему на ценностном уровне нынешней системы власти, и почему без изменения подходов к коммуникации с людьми, к тому, как делается политика, система белорусской власти в теперешнем виде нежизнеспособна? Разбираем результаты.
Матрица личных ценностей выглядит достаточно традиционно. Здесь Тышкевич отмечает группу ценностей «Материально обеспеченная жизнь — Профессионализм в своем деле — Интересная работа». Это ценности самореализации — достижения чего-то благодаря собственным усилиям. Этот момент стоит запомнить в качестве тенденции. Это говорит, среди прочего, об изменении в менталитете либо реакции на внешние раздражители белорусов как индивидуумов. Когда есть группа таких людей, коллективные реакции будут меняться.
С учетом того, что погрешность выборки составляет 2%, все, что набрало больше 90%, примерно на одном уровне.
Среди ценностей появилась солидарность с высоким процентом.
Аналитик выделяет еще одну группу, набравшую от 70 до 80%, — равенство, частная собственность, демократия, толерантность.
«Обратите внимание, что индивидуальная инициатива сейчас превалирует над коллективизмом. Общество становится более индивидуалистическим».
Что касается личной безопасности, то даже спикеры на презентации сообщили, что примерно для 42% она является проблемой.
Дали также нормальную раскладку, что включает понятие свободы: свобода самореализации, реализации своих качеств и желание принимать участие в принятии решений. Это, отмечает Тышкевич, все тот же вопрос коммуникации — не вертикальной, а снизу, коммуникации равных. И это тоже приговор теперешней системе.
По этим данным можно «прочитать» причины всплеска массовых протестов в 2020 году.
«Справедливость — люди вышли, как они считали, за справедливые результаты выборов; права человека, законность — в таком случае понятно раздражение значительной части населения тем же самым поведением Лукашенко, потому что когда среди ценностей больше 90 процентов есть законность, и когда лидер государства — человек, который занимает эту должность или считает, что занимает — говорит: «Нам не до законов» — прошу прощения, 90 процентам населения это режет слух».
Кстати, по словам аналитика, вывела белорусов на улицу не столько проблема выборов, сколько проблема солидарности.
Диагноз: белорусская политическая система больна.
Это — замер уровня патернализма. Почти половина опрошенных хочет жить при условиях, когда государство создает для всех равные стартовые возможности, и только 20% — когда государство обеспечивает достаточный уровень благосостояния. Таким образом, на первом месте общество равных возможностей, государство как система, которая дает возможность реализоваться (а дальше личный успех зависит от тебя самого).
Уровень патернализма показывает, на кого рассчитывает гражданин: на себя самого или кого-то еще.
Независимые исследования, которые проводились раньше, говорят, что уровень патернализма в белорусском обществе уменьшается. Для политики это означает: чем меньше патернализм, тем более критическое отношение к власти.
«Колебание этого уровня наравне с неудовлетворенностью базовых потребностей и неадекватным поведением власти может вызвать социальный либо политический кризис. Если власть реагирует на такие вызовы, происходит трансформация системы. В Беларуси система оставалась та же самая, уровень патернализма падает».
И здесь интересна интерпретация из уст представителей БИСИ. Они заявляют, что в белорусском обществе есть запрос на сильное государство, и это запрос патерналистский.
«Господа, я не знаю, возможно, мы учились по разным учебникам, возможно, мы читали разные книги, но в политике патернализм — это ситуация, когда государство обеспечивает определенный уровень минимального дохода, когда государство заботится о гражданине, снимает с него часть ответственности и перекладывает на себя. Взамен гражданин не выставляет претензий политического характера. Это не общество равных возможностей, это общество равного достатка».
Когда государство обеспечивает равные условия — это не патерналистские, а индивидуалистские ценности. Это ценности самореализации конкретного человека. Если еще раз посмотреть на группу ценностей, которые авторы исследования назвали государствообразующими, то здесь свобода, права человека — однозначно индивидуалистские ценности. То же относится к справедливости, законности, особенно частной собственности.
При этом риторика окружения Лукашенко выглядит примерно так:
«Мир — вместо мира мы имеем риторику, что против нас ведут войну все-все-все.
Безопасность — ладно, оставлю без комментариев.
свобода — посадим, пусть сидят и так далее. Последний плевок в эфире Азаренка.
Права человека — это уже вообще смешно. В белорусской вертикали это равносильно мату.
Справедливость — сомнительно.
Законность — вспоминаем Александра Григорьевича: «Нам не до законов» и так далее.
Получается, что с точки зрения нормального аналитика, нормального социолога первое, что должен сделать БИСИ — принести эти данные и сказать: «Ребята, у нас проблемы. Или мы что-то делаем, или мы все вместе слетаем». Что делает БИСИ? Он пытается «натянуть сову на глобус» и показать, что белорусы думают правильно, как власть захотела. А белорусы думают так, как думают белорусы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: