Categories: Общество

Знаменитый артист балета, участвовавший в защите Киева: «На Западе все еще некоторые думают, что Россия хочет мира»

Премьер Национальной оперы Украины Алексей Потемкин с началом российского вторжения сменил балет на военную амуницию и два месяца участвовал в обороне Киева в качестве парамедика. 

Сейчас 34-летний заслуженный артист Украины выступает в разных городах Европы, привлекая внимание к ситуации в Украине и собирая средства для ВСУ, занимается волонтерством. В конце февраля — начале марта Алексей Потемкин участвовал в спектаклях в Люксембурге, организованных хореографом из Минска, в которых выступали украинские и беларуские артисты.    

Читайте также: «Прымусілі чысціць бульбу і слухаць беларускія песні. А я не супраць». Што казалі ўкраінцы ў Кіеве на Дзень Волі

BG.Media поговорила с Алексеем о том, каково творческому человеку на фронте, как приходится бороться с российской пропагандой за умы европейцев и как складываются отношения с беларусами.  

— Алексей, расскажите, как вы попали в мир балета.

— Пришел в профессиональный балет я в 9 лет. Родители не хотели, чтобы я ходил в обычную школу, а искали что-то связанное с искусством. Вообще я хотел на театральный факультет, чтобы быть актером, но там все были довольно «блатные». Я не прошел. Мне сказали, что у меня нет слуха. Это была одна из главных причин. Как понимаете, я дотанцевал профессионально до 34 лет, со слухом у меня все нормально. А на балет как раз был недобор. Я попал туда волей судьбы. 

Сначала ничего не понимал, было неинтересно, мне футбол вообще-то нравился. Потом начал заниматься, и во мне рассмотрели талант. 

После выпуска я жил 9 лет во Львове, потом танцевал в Royal Winnipeg Ballet, Канада. Я хотел посмотреть, как работается на Западе. Но мне там не хватало репертуара и творчества. Потом вернулся, и ни секунды не жалел, что вернулся. В 2017 году меня пригласили в Киев, в Национальную оперу Украины ведущим солистом. И мою жену тоже. Она была примой Львовской национальной оперы, мы вместе танцевали. Также в 2017 году у меня родился сын. До начала полномасштабного вторжения мы работали в Национальной опере. 

Наш театр — большая ему благодарность — когда началась война, и еще во время ковида, когда мы все сидели дома, продолжал нам платить зарплату, не полную, но поддерживал нас очень сильно. 

— Как встретили начало войны и как приняли решение в качестве добровольца защищать Киев?

— Вообще до 2014 года я, как и многие украинцы, в том числе мои друзья, думал, что если будет война, мы будем заодно с Россией, они наши братья. У меня украинский военный ассоциировался с человеком, который не имеет своей профессии, просто какие-то казнокрады строят дачи генералам. В принципе так и было. Нашу армию, я так понимаю, специально разваливали и уничтожали. В 2014 году, после аннексии Крыма и оккупации Донбасса, мое окружение стало меняться. И я стал понемногу волонтерить, что-то покупать, что-то читать. 

Я знал, что будет вторая война, как Вторая чеченская. Россия всегда возвращается. Для меня до сих пор загадка, почему россияне в 2014 году не дошли до Киева. Они тогда реально после Иловайска могли идти дальше спокойно. Я прикидывал, чем буду заниматься, если начнется война, и я летом 2021 года прошел курс подготовки «Госпитальеров». Мы с женой все обсудили, и за три недели до начала полномасштабного вторжения я даже на всякий случай написал завещание, чтобы у жены не было проблем с пересечением границы. 

«Госпитальеры» — украинский добровольческий медицинский батальон, который с 2014 года занимается оказанием первой медицинской помощи и эвакуацией раненых украинских военных из зоны боевых действий. Основан 19-летней на тот момент Яной Зинкевич, добровольцем-парамедиком, которая лично вытащила и спасла более двух сотен раненых украинских солдат с передовой. На данный момент Яна — депутат Верховной рады Украины.

Задача парамедиков — эвакуация военных с передовой, стабилизация состояния пациентов и их доставка до профессиональной медицинской помощи.

У меня никогда не было романтизации войны, я знал, что это страшно, но в реальности это было намного страшнее. 

За месяц до начала войны мой друг Сергей Мовшук, «Самурай» (сейчас он лечится после боев под Бахмутом, попал там в окружение и героически вышел, еще с 2014 года был в батальоне «Айдар») оборудовал большой подвал в своем клубе в центре Киева, закупил много еды. В первый же день (24 февраля. ред.) позвонил с утра. Мы с семьей пришли к нему. Там было много других семей. С нами было еще несколько парней, Сергей проводил для нас небольшие вышколы. Мы вместе с муниципальной охраной помогали патрулировать центр города. 

2 марта я отправил семью из Киева во Львов, потом они выехали за границу. А я присоединился к «Госпитальерам».

Я никогда не знал, как поступлю в момент, когда будет действительно страшно. А мне было очень страшно, как никогда в жизни. Когда я отправлял семью и сына держал на руках, я не знал, увижу ли их.

«Госпитальеры» приняли меня как в семью. Я и на складе работал, и еду помогал развозить. Потом начал ездить на ротации. Когда мне первый раз предложили, я сильно испугался, как говорят, «поймал краба». Подошел к Яне Зинкевич, говорю: «Извините, я еще не готов». Она говорит: «Все нормально. Хорошо, что ты сказал». Мне нравится, что там все нормально относятся, когда говоришь, что тебе страшно. Но все равно потом к этому подходишь. Я уже сам на ротации просился. Под обстрелами был, это очень страшно.  

Мы работали в Пуще-Водице, Ирпене, Буче. 

— Были ли другие люди творческих профессий на войне рядом с вами?

— В самом батальоне госпитальеров был парень-виолончелист, позывной «Бас». Были певцы. Прямо из балета на тот момент только я. 

Часть людей была из медицины, некоторые — профессиональные хирурги. 

— После фронтового опыта было сложно возвращаться в профессию? Есть мнение, что такой травматичный опыт мешает творить. 

— Возвращаться сложно, потому что артист балета очень быстро теряет форму. Если не занимаешься две недели, полностью выходишь из формы. А чем тебе больше лет, тем это сложнее. Потом я начал заниматься, это было очень сложно.

В плане того, чтобы я не мог себя заставить — война сильно закаляет, ты меньше думаешь и больше делаешь. 

Потом я стал думать, где я могу станцевать, заработать или использовать свои возможности, чтобы кого-то убедить, чтобы люди помогали, чтобы рассказать, что происходит в Украине. Когда началась война, искусство было для меня не на первом месте. Для меня сейчас важно использовать свои навыки для продвижения украинской культуры, для помощи людям, сборов, волонтерства. 

— Расскажите, пожалуйста, о спектаклях в Люксембурге, где вы выступали вместе с беларусами.

— Организовывали Ольга Косталь из Минска, хореограф, имеет свою небольшую компанию Luxembourg Ballet, и еще одна пара, она родом из Бресте, танцевала в этом проекте одну из главных партий, а муж россиянин, но всегда был против режима. Когда случилась аннексия Крыма, они уехали из страны и больше не возвращались. 

У нас в Украине любят говорить, что все русские плохие, и я считаю, что должна быть коллективная ответственность, но есть небольшой процент россиян, которым действительно стыдно, и они много помогают.  

Читайте также: В Варшаве открылся «Lazaret» — выставка необычных работ беларуской художницы

Это была постановка «Кармен» с немного новой интерпретацией оркестра, совершенно новый балет по той же истории. Прошло все с успехом, было четыре представления. Должны быть повторные примерно в июле, потом будем работать над еще одним проектом.  

Я первый раз был в Люксембурге. Прекрасная страна, очень большая поддержка Украины, меня даже приятно удивило. Много культурных, образованных людей в процентном соотношении. Можно сказать только хорошее. 

Я хорошо познакомился с украинской диаспорой, сейчас мы ведем переговоры о закупке «Скорых» для моего батальона. Вообще занимаюсь баллистическими шлемами. Все делается через запросы от воинских частей, чтобы было официально, прозрачно, потому что много людей наживается на войне.  

Я в Европе встречаю разных людей. Во Франции были гастроли от Национальной оперы Украины с «Жизелью». 

Есть люди, которые поддерживают, понимают, но все равно говорят, что Россию не победить, что все равно придется отдать Крым.

Я говорю: «Подождите, Киев же отбили, Херсон отбили, Харьков отбили. Россия не победит, просто нам нужна помощь». Все эти годы до сих пор российская пропаганда очень хорошо работала. Когда люди говорят, я вижу тезисы с Russia Today, шаблонные фразы. Что ядерная держава не может проиграть, почему мы должны помогать, Украина все равно часть России, у вас часть русскоязычных и т.д. Я говорю: «На Брайтон-Бич тоже русскоязычные, но Россия же не полезла туда». 

Я и тут в Италии встречаю людей, которые «за мир, нужен мир, Россия хочет мира, они хотят договориться, а Зеленский не хочет, это все Америка». Они реально так видят. Я им говорю: «Давайте я влезу к вам в дом, заберу полквартиры, поубиваю и изнасилую родственников, а потом мы с вами мир заключим. Но квартира за мной остается». И как-то на себе они это сразу понимают. 

К сожалению, большинство людей не понимает, пока им на голову снаряд не упадет. Надо это доносить где-то через личное общение, где-то через интервью. 

Еще хочу рассказать, как Россия использует свою культуру. Многие европейцы говорят: «Искусство вне политики». Правильно. Но ведь россияне уничтожают наши театры, убивают наших артистов, таких как Александр Шаповал, солист Национальной оперы Украины, который погиб на войне. Они убивают наших спортсменов и уничтожают стадионы. Но у европейцев «искусство вне политики», «спорт вне политики», когда они приглашают россиян. Это то же самое, что приглашать нацистов во время Второй мировой войны, когда есть Холокост, когда уничтожают людей в крематориях. Выглядит точно так же. 

Например, в Большом театре в Москве ставят «Спартака» и на нем собирают деньги на российскую армию, а потом с этим «Спартаком» едут в Лондон, Милан, США. Россияне постоянно легализуют свою агрессию через искусство. Когда известные артисты поддерживают Путина, и у этих артистов много подписчиков, люди думают: «Если наши кумиры, такие прекрасные звезды балета, поддерживают Путина, значит, он не такой плохой». Поэтому Европа не должна приглашать их. Россияне, которые лично поддерживают Путина, должны быть персонами нон-грата.          

Полунин (знаменитый российский артист балета родом из украинского Херсона, скандально известен в том числе из-за татуировки с портретом Путина на груди. ред.) должен быть приехать с «Распутиным» в Милан, но мы, украинское сообщество, подняли шум, и он не приехал. 

Европейцы росли в цивилизованном мире, где нет места даже мысли, что в XXI веке может быть такая страшная война, когда уничтожают просто все. И они думают, что с россиянами можно договориться как с европейцами. Они по себе меряют. Это самая страшная ошибка европейцев.

— Давайте немного поговорим про Беларусь. Насколько были в курсе беларуских событий в 2020, как воспринимали?

— Мы очень поддерживали беларусов за их стремление повалить режим. Когда все началось, мы думали: «Ну наконец». Но уже на третий день я понял, что ничего не будет. Диктатора не снимают мирными демонстрациями. Я общался с беларусами, и многие гордились, что «у нас будет протест мирный». 

Я не был на Майдане, хотя поддерживал, поэтому я с моральной точки зрения не могу кому-то указывать, как надо делать. Но мне кажется, что если рискуешь своей жизнью, то лучше постараться не даром ее отдать, продать подороже, а не чтобы тебя закопали где-то в лесу.

Мне кажется, не было определенной организованности, это были стихийные митинги. 

Читайте также: В Украине погиб брестчанин-доброволец Даниил Ляшук с позывным «Моджахед». Что о нем известно?

Также хотел бы сказать, что от нас, украинцев, огромная честь и уважение каждому беларусу, который воюет за украинскую независимость. Никогда не забудем. 

Поддержать «Госпитальеров» можно здесь.

Алексей Потемкин. Фото из Facebook
Avtor2

Recent Posts

Брестский облисполком потратил на 11 сувенирных зубров более 8 500 рублей. Показываем, как выглядит эта роскошь

Возможно, нескольких зубров подарили председателю Юрию Шулейко, у которого одна из самых больших коллекций лесного…

9 часов ago

Александр Фридман: Польша решила разговаривать с Лукашенко языком ультиматумов

Последнее слово в миграционном кризисе – за Кремлем: слишком высокие ставки поставлены на кон.

17 часов ago

Мужчину задержали из-за пророссийской провокаторши, спасение из Мухавца: что произошло в Бресте и области 25 июня

А в начале июля будут суть брестского врача анестезиолога-реаниматолога Тимура Лозко. Подробности этих и других…

19 часов ago

«‎Не нравится — идите мимо»: в Бресте женщина с флагами «‎Za Россию»‎ и ЧВК «‎Вагнер» спорила с брестчанами о символике

Происходящее снимали на видео обе стороны конфликта. Угадайте, кого наказали. Журналист BGmedia узнал, что за…

22 часа ago

Голубика дешевле, а малина дороже: сравнили цены на ягоды и фрукты на брестском и варшавском рынках. Цифры любопытные

BGmedia узнало, какие сезонные ягоды и фрукты выгоднее покупать на рынке в Бресте, а какие…

22 часа ago

«Автобус будет Брест — Стамбул — Варшава». Как в чатах обсуждают возможное закрытие погранперехода «Брест — Тересполь»

В приграничных чатах не особо верят в закрытие всех погранпереходов на границе Польши с Беларусью,…

1 день ago