Categories: Культура

В Бресте представили необычный спектакль, который учит находить выход из сложных жизненных ситуаций (много фото)

Коллектив театра Homo ludens представил брестчанам форум-спектакль, в котором зрители заменяли актеров и изменяли ход событий.

Share

Изобретатель нестандартной театральной технологии культовый бразильский режиссер Аугусто Боаль полагал: смысл театрального искусства состоит в том, чтобы, помогая человеку увидеть путь к решению сложных жизненных проблем, способствовать трансформации общества к лучшему. Несмотря на то, что с таким форматом театрального искусства мир начал знакомится еще в 1970-е годы, для брестчан он – в диковинку. Воплощением столь необычного проекта в нашем городе занялся коллектив театра Homo ludens (в переводе с латинского «Человек играющий»), что функционирует на базе Брестского Клубного дома, где вот уже пять лет занимаются реабилитацией и социализацией людей с психическими заболеваниями, помогая им восстановить утраченные вследствие болезни навыки и найти свое место в жизни. Дружеское участие позволило использовать площадку Простанства КХ для организации театрального действа.

Интерактивный формат, предполагающий отсутствие границ между сценой и залом, выглядит довольно непривычно. Ведь в отличие от обычного театра, где зритель пассивно созерцает происходящее на сцене, здесь он – непосредственный участник постановки, который в определенный момент входит в сценическое пространство и заменяет собой актера. Театральной мишуры, декораций и костюмов – по минимуму. Наверное, это самый экономичный и доступный вид театра, поскольку он не требует фактически никаких затрат. Не нужно ничего, кроме помещения и желания участников. К актерам – тоже никаких серьезных требований. Разыгрывать историю могут обычные люди, прошедшие короткий актерский тренинг. Некоторые даже считают, что слишком профессиональная игра может испортить эффект, отвлекая зрителей от содержания сцены. Литературная основа тоже не требует высокой художественной ценности. Ее задача только в том, чтобы проиллюстрировать конкретную проблему, рассказать о ней в простой, незатейливой форме. А значит, драматургом может стать любой, кто умеет складывать слова в предложения.

Читайте также: Четыре женщины, четыре истории – одна боль: инклюзивный театр показал в Бресте спектакль «Жизнь прекрасна» (фото)

А вот тема форум-спектаклей так или иначе, но всегда связана с угнетением человека. Поэтому не случайно такого рода представления называют «Театром угнетенных». В них всегда есть роли «угнетателя» и «угнетенного». Остальные персонажи выполняют только вспомогательную роль. Угнетатель или агрессор создает напряжение. Соответственно, угнетенный – это жертва, человек с подавляемой волей, тот, на кого направлена агрессия угнетателя. За всем процессом следит модератор или Джокер, который, находясь за пределами представления, может разговаривать как с актерами, так и со зрителями. Он контролирует процесс и отвечает за результат. Начинается с того, что актеры перед зрителями разыгрывают по заранее придуманному сценарию некую историю, в которой смоделирована актуальная проблемная ситуация. Постановка «Резюме», представленная брестскому зрителю, была посвящена стигматизации людей с психическими расстройствами, с которой им приходится, как правило, сталкиваться при попытках устроиться на работу. Но тема эта – не только для страдающих расстройствами, как могло бы показаться. Она – для всех, так или иначе ощущающих на себе злоупотребление властью со стороны других.

О том, как создавался спектакль, рассказала руководитель театрального коллектива Homo ludens Анастасия Дядищева: «У нас не было никакой литературной основы. Текст, сюжет, персонажи, все придумывалось на репетициях в процессе импровизации. Мы берем актуальную социальную проблему, и раскручиваем ее в различных импровизациях. Герои отталкиваются от своего собственного жизненного опыта. Мы говорим о своих проблемах и играем практически сами себя. Сочиняем сюжет, максимально приближенный к нашей реальности, но так, что история заканчивается плохо. Когда же начинается форум, задача зрителей – попробовать поменять эту ситуацию так, чтоб она не привела к катастрофе».

Читайте также: Диагноз не помеха, чтобы стать артистом. Какие истории рассказывает «Калейдоскоп»

Разыгранная история по задумке обрывается на пике конфликта, в кульминационный момент. Модератор останавливает действо, чтобы вместе с аудиторией сформулировать суть проблемы, а затем обсудить ее. Приглашенный эксперт, врач-психиатр, помогает разобраться в происходящем, подсказывает, на какие моменты взаимоотношений стоит опереться, чтобы решить ситуацию в благоприятном ключе. Затем события отматываются в обратном направлении до определенной сцены, с тем, чтобы дать возможность зрителям, заменяющим собой кого-либо из актеров, попробовать изменить ход событий. История переигрывается заново в соответствии с представлениями и предложениями зрителей. При этом не допускается решение проблемы простой заменой игрока-угнетателя, превращением его в более дружелюбного и любящего, ведь в реальной жизни мы вряд ли можем убрать или изменить человека по мановению волшебной палочки. Входящий в действо зритель может привести какие-то аргументы, которые, на его взгляд, будут способствовать благоприятному изменению ситуации, но при этом должен оставаться в рамках определенного типажа, не выходя так сказать из образа, сохранять мотивацию своего персонажа и обозначенные обстоятельства.

Читайте также:«Безаблічныя». Пространство КХ открыло выставку, где осмысливается тема закрытого и потерянного лица (фото)

Так происходит своеобразное исследование разных путей выхода из тяжелой ситуации, с помощью которых угнетенный может преодолеть угнетение, выровнять ситуацию. И это происходит не абстрактно, на словах, а в живом воплощении, когда альтернативные варианты решения проблемной ситуации со всеми их плюсами и минусами проигрываются. Человек, преодолевший некие ограничения в способности к самоизменению, получает возможность развивать свое сознание. Лучше понимает, почему кто-то поступает тем или иным образом, лучше осознает, что происходит с ним, умея взглянуть на проблему с разных сторон, находит наиболее оптимальный путь разрешения проблемы.

Подаривший нам свою методику Аугусто Боаль верил, что внутри каждого человека есть безграничный потенциал для изменений и рассчитывал, что театр поможет людям строить будущее, вместо того чтобы они его просто ждали. А в этом подарке – надежда и замечательная возможность для нас найти себя, и, будучи полноправным участником жизненного спектакля, строить свое будущее.

Фото:

 

Recent Posts

«Грубый кассир сказал, что наши рубли никому не нужны». Что думают туристы про главный железнодорожный вокзал Бреста

Путешественники недовольны туалетами, камерами хранения, надземными переходами, платной парковкой на привокзальной площади и даже едой…

11.10.2024

«Сладость или гадость?» Рассказываем, как подготовиться к Хэллоуину в Бресте, чтобы он запомнился надолго

Журналисты BGmedia изучили вопрос и подготовили список рекомендаций, которые могут сделать этот день ярким и…

11.10.2024

З двух бакоў мяжы. Павел Усаў: «Трэба памятаць, што за наш сённяшні выбар будуць плаціць нашыя дзеці»

2021–2024 год — гэта першая буйная хваля эміграцыі ў 21 стагоддзі. Пакуль прайшло не так…

11.10.2024

Брестчанин эвакуировался с семьей из страны, проблемы с электричеством: что произошло в Бресте и области 10 октября

А в Бресте вынесли очередной приговор за участие в протестах в августе 2020 года. Подробности…

10.10.2024

Пока председатель федерации хоккея хвалит политику Лукашенко, ХК «Авиатор» в разгар сезона покупает экипировку

Государственный клуб «Авиатор» из Барановичей имеет задолженность по зарплате перед хоккеистами и прямо по ходу…

10.10.2024

Велоквест, выставка handmade или Октоберфест? Выберите для себя занятие на выходные в Бресте 12-13 октября

Рассказываем, чем брестчане могут себя развлечь на выходных в середине октября. Редакция BGmedia подготовила для вас…

10.10.2024