Брестский художник Алексей Погожев о своем творчестве и фотовыставке «Brestyling», вызывающей ностальгические чувства

Художник рассказал о том, с чего началось увлечение живописью и фото, сложно ли организовывать выставки и почему «не было мысли» уехать из Бреста.

Share

О детском увлечении

С самого детства я увлекался творчеством. Сначала ходил в изобразительный кружок, потом поступил в художественную школу, где проучился 4 года, и всю свою жизнь занимался рисованием.

Мой дед был непрофессиональным художником. У него было мало авторских картин, в основном делал копии работ русских передвижников. Некоторые из них он относил в галереи.

Я же всегда был любопытным, и, когда дед давал мне краски и холст, я тоже пробовал рисовать. Первая работа появилась в 10 лет. Я ее до сих пор храню. Первое время я делал копии работ других художников и таким образом вырабатывал свой стиль.

На данный момент я активный участник многих молодежных выставок. Молодежных, потому что на них выставляют свои работы художники не старше 40 лет.

На пленэре в Пружанском районе

Об учебе в университетах

Я учился в Брестском государственном университете имени Пушкина на психолого-педагогическом факультете на специальности «изобразительное искусство, черчение и народные художественные ремесла». У меня был весь спектр художественных предметов: и гончарство, и рисунок, и живопись, и керамика, и скульптура. Мы занимались практически всем, кроме макраме и вязания, хотя девушкам это было не чуждо.

Я выставил приоритеты и отношусь к искусству как к хобби. И, естественно, лидирущие позиции занимает семья, работа, друзья.

Потом, поработав 4 года на «вольных хлебах», я решил поступить в Белорусский государственный университет культуры и искусства в Минске. Учился 2 года на специальности «графический дизайн», по ней же сейчас и работаю.

По первой специальности я художник-педагог, но преподавал только во время прохождения практики – на 4-м курсе нас отправляли в школу вести черчение и ИЗО. Но педагогическая составляющая профессии художника мне мало интересна. Я вижу себя в таких областях, как дизайн, фотография, изобразительное искусство и керамика. Пойти работать в школу мне не хотелось, потому что содержать семью за зарплату педагога в нашей стране очень сложно, особенно если ты мужчина.

Читайте также: Знай наших. Котики, которых рисует брестский художник Павел Кульша, покорили Америку

О стиле и темах, фигурирующих в работах

Мои работы выполнены в стиле реализма, однако сложно что-то в современном мире отнести под конкретный стиль. Но если сравнить мои работы с работами, например, Ивана Ивановича Шишкина, то это будут два совершенно разных реализма. Поэтому я считаю, что нельзя с точностью повесить это клише.

Я стараюсь выработать свою манеру, но ближе всего мне такие стили, как импрессионизм и реализм.

Алексей на выставке «Усе разам-7»

Темой моих картин выступают пейзажи, в основном полесские. Есть несколько работ с архитектурой города, но она мне не так близка, как природа.

У меня была такая концепция: писать пейзажи, на которых нет инфраструктуры, людей, асфальтовых дорог, то есть чтобы работа была вне времени, чтобы человек не смог понять, какой эпохе она принадлежит.

Об источниках вдохновения

На ранних стадиях меня вдохновлял дед, так как с работами других художников я был мало знаком.

Одно время мне очень нравились колоритные пейзажи художника Шишкина. Спустя годы кругозор расширился, мне стали нравитmся картины современных художников, и сейчас сконцентрировать внимание на ком-то одном невозможно.

Иногда я листаю ленту соцсетей, нахожу интересные работы, сразу начинаю гуглить все про этого художника. Мне нравятся самобытные, непохожие ни на что стили.

Здорово, что в XXI веке есть люди, которые могут удивить тебя. Они и вдохновляют на творчество. Ты видишь работы человека, и самому хочется творить.

Фото Споровского озера

О взаимодействии с другими художниками

Я знаком со многими брестскими художниками, но не со всемирно известными. Хотел как-то лично познакомиться с Владимиром Яковлевичем Цеслером, но судьба не свела. Он очень интересный человек. Мне нравятся его работы и его подход к делу. Думаю, многие дизайнеры и художники его ценят и уважают. Можно гордиться, что мы живем с ним в одно время.

Об организации выставок

Первую выставку организовал в 2003 году в стенах галереи «БелАрт» у Людмилы Петровны Крапивной, хозяйки салона. Я тогда учился в институте. У нас собралось определенное количество работ, которые «вылились» в выставку. Я дал ей название «Всплеск», и это не случайно. Эта выставка как рябь на воде или как волна, когда ты на небольшом пике. После нее был неплохой резонанс. Пришло много друзей, много художников, я получил много хвалебных отзывов.

Спустя время я оставил живопись и ушел в работу и семью. Больше всего времени уделял им.

Вторая выставка была уже в 2016 году. Называлась она «Тутэйшчына». Тема выставки не поменялась: и первая, и вторая были связаны с нашими полесскими пейзажами. Само название говорит о том, что это «тутэйшыя» пейзажи. Она также проходила в «БелАрте» и совпала с рождением дочери.

С Александром Александровичем Григорьевым — брестским художником на выставке «Тутэйшчына»

Сейчас моей дочке 4 года, но она уже понимает, что, если вопрос стоит в том, чтобы нарисовать какого-то мультипликационного героя, она обращается не к маме или бабушке, а ко мне. Сначала жена позиционировала: «Все, что связано с рисованием, — это к папе». Поэтому очень часто дочь просит нарисовать то, что ей интересно и близко. И если в будущем у нее душа будет лежать к рисованию, то я не буду отговаривать.

На второй выставке посыпалось много вопросов о 13-летнем творческом затишье. В тот момент я многое переосмыслил, возможно, занимался не тем. Сейчас, работая 5 дней в неделю, пытаюсь выкроить время на пленэры. Периодически выезжаю и пишу с натуры. Меня это вдохновляет, потому что рисовать в мастерской — немного не то: нет той передачи реальности, идет искажение цвета и настроение у картины получается неживым.

Сейчас хватает работ, чтобы сделать третью персональную выставку. Но нужно собраться с духом и заняться организационными моментами. Ведь художник – это не только тот, кто пишет картины, а еще и тот, кто занимается своим продвижением, ищет место для выставки.

А вообще я участвую во многих сборных выставках, когда группа художников делает «солянку», в это число входит и выставка «Усе разам».

В декабре 2019 года было открытие выставки в Зале прощания в Минске. Он несет в себе такое название, потому что раньше это место выполняло совершенно другую функцию — ритуальную. На ней представили работы брестских творческих личностей минскому зрителю.

Что касается брестских выставок, то ими занимается ООКЦ. Одни из важных моментов – найти место, развесить работы и афишу, организовать банкет, пригласить журналистов. В Минске, например, была проведена обширная работа.

Пленэр в Вороцевичах (Ивановичский район), посвященный Наполеону Орде

Об увлечении фотографией и проекте «Brestyling»

Второе мое увлечение – это фотография. Началось все с того, что в начале 2000-х годов мне подарили фотоаппарат «Зенит». Я начал увлекаться съемкой, покупать пленку за стипендию, фотографировать все, что нравится, носить на проявку и печатать.

В те времена заниматься фотографией было немного накладно: до цифровой эпохи приходилось все фотографировать, проявлять и печатать. Естественно, это отражалось на финансах. Практически вся стипендия уходила на это дело. Спустя годы появился цифровой фотоаппарат — и все упростилось. Я перестал тратить кадры, потому что их количество стало бесконечным. Раньше я перед нажатием кнопки спуска затвора фотоаппарата 10 раз думал, нужен ли мне этот снимок, ведь в пленке 36 кадров, и хочется потратить их с умом.

История выставки Brestyling довольно долгая. Когда-то в рекламном агентстве мне попалась папка с фотографиями Бреста конца 1990-х – начала 2000-х годов. Тогда фирма приобрела первый цифровой фотоаппарат для рабочих нужд. И человек, который там работал, Борис Демьянович Нефедов, фотографировал моменты, связанные с рекламой, и параллельно Брест вокруг. Он гулял по Советской и снимал все подряд, не жалея кадров, сил и времени. Эти фото остались на компьютере, который должны были утилизировать, поэтому я сохранил их себе. А уже в 2006 году в городе начались изменения.

Пленэр в Ружанах

Просматривая фотографии спустя некоторое время, я понял, насколько ценными они стали для меня. Я задумался о том, что с ними сделать. Просто опубликовать в сети показалось банальным. Тогда я решил сфотографировать эти же места в том же ракурсе, что и на старых снимках,  и создать фотопроект.

На поиски ракурса ушло больше всего времени. Сложно фотографировать одно и то же место спустя 20 лет, когда произошли глобальные изменения.

Но в итоге выставка состоялась. На ней представлены 30 работ, хотя на самом деле их 150, просто вместимость библиотеки не позволила выставить все снимки. Постепенно я их публикую в соцсети в открытом доступе, чтобы люди могли посмотреть, как менялся город.

У меня не было цели показать лучшие или худшие стороны города разного времени, хотелось беспристрастно сравнить, как он видоизменился за два последних десятилетия. Я тепло отношусь и к старому, и к новому Бресту. Но я испытываю ностальгические чувства, глядя на снимки старого города, потому что понимаю, что его уже не вернуть никогда. А современный Брест человек видит каждый день. Видит, но не замечает.

Я увлекаюсь историей нашего города, и, возможно, еще через 20 лет я буду ностальгировать по местам Бреста, которые у нас есть сейчас, и снова сделаю фотопроект.

Я не люблю загадывать на будущее.

Есть такая поговорка: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

Я хочу дальше заниматься искусством, которому посвятил свою жизнь. Просто поставить точку и уйти во что-то другое нельзя, творчество все равно будет так или иначе присутствовать в твоей жизни.

С названием Brestyling мне помог мой коллега Сергей Лушников. Я к нему подошел и попросил провести мозговой штурм, чтобы дать интересное имя проекту. Захотелось дать выставке меткое название, ведь я люблю коверкать слова в хорошем смысле.

Так появился вариант Brestyling.

«Brestyling» (от restyling — модернизация, смена стиля и облика Бреста) представляет собой фотографии Бреста а-ля «старое-новое» (конца 90-х годов и современного 2020 года).

Он мне очень понравился. Сейчас это слово у многих на слуху, что не может не радовать.

Кстати, у меня никогда не было мысли бросить родной город и уехать. Я тот человек, который сильно привыкает к месту, к вещам и к окружающим людям. Я испытываю большой стресс, когда меняю удобную среду обитания. Я люблю пить чай из своей кружки, ходить одними и теми же маршрутами, общаться со знакомыми людьми. Я привык к этому городу, к этим улочкам. Мне было бы сложно поменять место жительства даже внутри страны, что уж говорить про заграницу.

Читайте также: Знай наших. Брестчанка рисует портреты знаменитостей, но говорит, что ее «в художественном мире никогда не признают»

 

Recent Posts

Не знаете, что делать, если летучая мышь залетела к вам домой? Рассказывают экоспециалисты

Если летучая мышь случайно залетела к вам в квартиру, постарайтесь не паниковать и вспомните, что…

06.10.2024

Черные лебеди прилетают неожиданно: призрак Милошевича не даст Лукашенко спокойно спать?

МИД Беларуси критикует Запад за нарушение Устава ООН. Перед Лукашенко замаячила Гаага. Израиль бьет по…

05.10.2024

Уборщики, санитары, вальщики леса: какую работу можно найти в Барановичах, если тебе 2 года до пенсии

Барановичская районная газета написала о вакансиях в городе и районе для людей предпенсионного возраста. Варианты…

05.10.2024

«Обрыгали скамейки», «Позорные очереди за билетами». Как путешественники отзываются об автовокзале в Бресте

Интернет-пользователи пишут в отзывах, что на автовокзале в Бресте ночуют бомжи, от которых воняет, а…

05.10.2024

Вертолет Лукашенко против шахедов, памятник корове, мужчинам лень жить: шутки и мемы недели

Делимся традиционной подборкой юмора, веселых картинок и острых замечаний по событиям прошедшей недели.

05.10.2024

Лукашенко посетил агрогородок в Пинском районе, +1 «террорист»: что произошло в Бресте и области 4 октября

А Под Брестом у трассы М1 продают логистический центр. Стартовая цена — 2,3 млн евро.…

04.10.2024