Categories: Общество

Политзаключеннный Дмитрий Некрасов: Повезло, что попал в колонию молодым

Что бы там не говорили, колония, это не школа жизни, уверен Дмитрий Некрасов. Это место, где происходят страшные вещи, про которые даже вспоминать не хочется, признался он BGmedia.

Share

Дмитрий Панько — брестчанин. Живет в Варшаве — уехал после трех лет тюрьмы, которые получил за участие в протестах в 2020 году. 10 августа ОМОН прострелил Диме колено резиновой пулей. Парень год пробыл под подпиской о невыезде. Надеялся, что за это время о нем все забудут. Но не забыли — забрали. А в колонии Дима Панько женился и стал Некрасовым — взял фамилию жены.

Мы поговорили с ним о 50 сутках в ШИЗО, чувстве вины и потерянном времени.

 

Свадьба в тюремной телогрейке

Помнишь день своей свадьбы? Какие чувства испытывал?

Дмитрий Некрасов: Я долгое время прямо грезил об этом дне, потому что с моей будущей женой мы не виделись больше года. И когда этот день наступил, было ожидание чего-то сверхъестественного, нереального. Я очень сильно нервничал, потели ладошки. И вот нас — а в этот день также расписывался мой знакомый — вызывают во время обеда в столовой. Полный рот еды, а нам говорят: “Быстрее на роспись”. По дороге умываюсь, пытаюсь себя привести в порядок. Но по большей части я разочаровался, потому что весь этот процесс происходит не как в обычной жизни у людей — не красочно, не торжественно, и оставляет после себя только печаль, грусть и слезы.

Все происходило в здании длительных свиданий в отдельном кабинете. Там был представитель ЗАГСа, представитель колонии, моя будущая супруга и я. Ну и, к сожалению, меня привели в таком виде… Нам не разрешают переодеться. Приходишь в этой тюремной телогрейке, феске. Жена потом написала: “Ты даже в рабочей одежде неплохо выглядишь”. А я наряжался, эту одежду выглаживал, туфли полировал часами.

Сам процесс достаточно быстрый, занимает буквально две-три минуты. Представитель ЗАГСа зачитывает речь. “Согласен, согласна”. Обменялись кольцами, поцеловались. Вышли из кабинета, пару минут постояли, пообнимались — все, давайте на выход.

Читайте также: 2025 год пройдзе пад знакам не толькі мудрай змяі, але і ШІ: беларускія незалежныя СМІ — сення і заўтра

То есть не было никакого длительного свидания?

Дмитрий Некрасов: Нет. Хотя мы писали заявления на имя начальника колонии — на тот момент это был Андрей Сергеевич Пальчик — всем известная личность. Но поступил отказ. Сказали, что это уже будет зажирно.

Почему вы решили расписаться в такой сложный момент? 

Дмитрий Некрасов: У нас были планы это сделать, когда я был еще на свободе. Но обстоятельства ускорили процесс. Мы были вынуждены это сделать, чтобы хоть как-то видеться, общаться, потому что, сами знаете — неблизкие родственники не могут писать политзаключенным.

 

Пуля

Как ты себе объяснял то, что с тобой произошло в 20-м году?

Дмитрий Некрасов: По-разному. Я много об этом думал. И в зависимости от времени мое мнение менялось. Изначально я считал, что просто пришел не в то время и не в то место, полез туда, куда не следовало, так как я не в полной мере осознавал последствия моих действий. Тогда в самом начале этой всей истории я думал, что, возможно, совершил ошибку. Но время идет, видение меняется. И, наверное, многое поменялось, когда я увидел эту кухню изнутри. Я понял, что не сделал никакой ошибки. И, наверное, сделал даже меньше того, что мог бы.

Бывший политзаключенный Дмитрий Некрасов во время интервью для BGmedia

В 2020-м тебе было 19 лет. Чем ты жил в то время?

Дмитрий Некрасов: Я жил обычной незамысловатой подростковой жизнью. Закончил колледж — отучился на электрика. Проходил отработку в ЖРЕО.

Во время предвыборной компании меня вызвал начальник и предложил подписаться за Лукашенко. А я в принципе до этого момента не интересовался политикой. Что там происходит? Я чувствую себя комфортно и все на этом… Несмотря на угрозы я отказался ставить подпись. Но в тот момент стало интересно: что за предвыборная кампания, что за мероприятия проходят? А потом выборы, оглашают результаты. И я такой: “Все понятно”.

Читайте также: «А как же Белита?»: беларусы в Сети шутят по поводу парфюма, которым якобы пользуется Лукашенко

А на следующий день тебе прострелили ногу.

Дмитрий Некрасов: Все происходило как ураган. Родные звонили и говорили: “Дима, иди домой. Что творится в городе?!” В итоге я вернулся домой уже ночью из больницы — меня подстрелил ОМОН резиновой пулей. 12 числа, через день, ко мне приехали сотрудники уголовного розыска.

Ты был год под подпиской. Ждал, что за тобой придут?

Дмитрий Некрасов: Нет. Я думал, что отпустили и все — значит, ничего на меня нет. В тот момент мне поступали варианты уехать из Беларуси. Но я сказал: “Да нет, вы что? Кому я нужен? Я же никто”. Эта мысль меня успокаивала. Я продолжал жить обычной жизнью, из-за травмы был на больничном.

 

Судить по факту

В то время ты имел какое-то представление о тюрьме?

Дмитрий Некрасов: Из российских фильмов и сериалов — они, наверное, ближе всего отражают реальность. Но никогда не увлекался этой темой.

Первым подобным местом был брестский ИВС: подвал, бетонные стены из “шубы, туалеты, вонючий матрас, подушка, какое-то постельное — спи. Это все выглядит страшно. Брестское СИЗО — более-менее. Люди обживаются, налаживают быт.

Политзаключенная Дарья Афанасьева считает, что женская колония — это место, где происходит фемицид. О новополоцкой мужской колонии рассказывают страшные вещи…

Дмитрий Некрасов: Там много страшных вещей. Первое — это экология. Через дорогу от колонии находится “Нафтан”. Оттуда постоянно что-то летит, какие-то гигантские облака. И ты все время этим дышишь. Второе — отношение сотрудников — более-менее вменяемых там единицы. Но они все равно сотрудники администрации. Третье — заключенные, — они тоже разные: есть адекватные, а есть люди, которые ничем не лучше сотрудников администрации. Может, даже хуже: вроде бы с человеком плывешь в одной лодке, но он гребет в другую сторону.

Ты имеешь в виду политических или обычных заключенных?

Дмитрий Некрасов: Обычных. Но из числа политических такие личности тоже были. Там много адекватных людей, независимо от того, какие преступления они совершили. В том месте ты стараешься не судить человека за тот его поступок — смотришь по факту, кем он является в данный момент. Было много людей, которые помогали. Понятно, что они рисковали, потому с нами лучше вообще не контактировать. Но это в самом начале было, когда я заехал — такая политика была у Андрея Сергеевича Пальчика.

Читайте также: «Сумнае свята». Рассказываем о 9 семьях из Бреста и области, которые проведут Новый год и Рождество за решеткой

Содержание политических и неполитических очень отличается?

Дмитрий Некрасов: Да. Все основывается на отношении администрации. За любой проступок и даже если его нет к тебе применяется взыскание — лишение свидания, посылки, ШИЗО. Меня ничего не лишали. Но в ШИЗО был три раза — я был злостником.

Первые 10 суток получил за то, что отказался сотрудничать с оперативным сотрудником. Сказал, что хочу спокойно отсидеть три года — без внимания и проблем. 31 декабря на Новый год он закрыл меня в ШИЗО. Вторые 10 суток были реально ни за что.

 

Потому что постирал робу

Третий раз было 30 суток.

Дмитрий Некрасов: Да, самая запоминающаяся экскурсия в это место. Тогда я работал на переработке цветного металла. Мы перебирали медные провода, жгли их, резали, проводили все возможные манипуляции, чтобы из старых проводов сделать чистую медь. И настал момент, когда я реально устал. Мало того, что постоянно дышишь этими сжеными проводами, дымом, плюешься, у тебя не дышит нос, изжога. Так и реально выгораешь. Надоело. Я почти перестал делать эту работу. На меня донесли. Начальник колонии отправил подумать на 10 суток. Но я не рассчитывал, что будет 30.

Как выглядели эти 30 суток?

Дмитрий Некрасов: Тридцать суток в ШИЗО — это тридцать суток белой плитки. Не видишь белого света. Еще много зависит от погоды. Я сидел в августе. Страшная жара. На улице плюс 30. Внутри ШИЗО вообще под 40. Тебе дают робу. Мало того, что она грязная, так ее никогда не меняют. И постирать нельзя — запрещено, чтобы ты ее вообще снимал. Адекватный человек не выдержит в таких условиях. Но я эту робу стирал вручную  в раковине с мылом. Ну, не могу в таких вещах ходить. Из-за этого мне дали еще 10 суток.

Читайте также: В Бресте силовики стреляли в машину и ранили мужчину, которого подозревают в «экстремизме»

А третьи 10 суток — за то, что спал за столом. Со сном там большие проблемы. В лучшем случае ночью спишь четыре часа. За ночь постоянно встаешь то в туалет, то залежал бок. Потому что спишь на голых досках — ничего под тобой нет. И, соответственно, с утра просыпаешься вообще не в состоянии и днем пытаешься как-то это компенсировать.

Энергии не хватает. Кормят ужасно. Чтобы было понимание: в столовой готовят на определенное количество человек, с запасом — и каждый раз по несколько литров выбрасывается на помойку. Но если в столовой это еще не особо контролируется, то в ШИЗО накладывают норму еды строго по весам. А норма там… Ну я — двухметровая дылда. И мне надо кушать реально много. А кушаешь там три раза в день и этого хватает, чтобы не падать в обморок.

Бывший политзаключенный Дмитрий Некрасов и журналистка Мария Колесникова во время интервью для BGmedia

 

Не поддерживать традиции

Чего ты больше всего боялся в тюрьме?

Дмитрий Некрасов: Боялся ситуации, при которой не смог бы общаться с близкими. Для меня всегда было тяжело, когда долго не шли письма. А самое страшное, когда звонишь домой, бабушке, чтобы голос услышать, а она в магазин вышла и ты не дозвонился. И ждешь опять целый месяц, чтобы позвонить… А остальное… Там День сурка — все то же самое каждый день. И ты настолько к этому привыкаешь, что любой выход из стандартной ситуации будет в радость. Неважно, плохой он, хороший — просто хоть что-то новенькое.

Ты попал в колонию в 20 лет.

Дмитрий Некрасов: В 21. Как раз на карантине был День рождения.

Как это выглядело? 

Дмитрий Некрасов: Купил в магазине сладости, заварил чай, позвал ребят. Все меня поздравили. Дневальный карантина из числа заключенных говорит: “Ребята, аккуратнее с этим. Нельзя тут распивать вместе. Еще подумают, что вы какие-то традиции поддерживаете”.

Но в женской колонии политзаключенным нельзя делиться. А в мужской?

Дмитрий Некрасов: Это все равно происходило. Все поддерживали друг друга. Допустим, ко мне подойдет знакомый и что-то попросит — если у меня это есть, как я могу отказать? Бывает, у тебя в сумке даже каши нет, чтобы поесть. А с учетом того, чем кормят в столовой и ежедневной физической работы на промзоне где набраться энергии, чтобы нормально себя чувствовать? Я там похудел до 78 килограмм. А на свободе весил 96. Сейчас вернулся к прежнему весу.

Как в колонии себя чувствовало твое прострелянное колено? 

Дмитрий Некрасов: Нормально. Единственное, что меня беспокоит, это зуд перед погодой плохой: типа, смотри, будет дождь. Но с медициной там тяжело. У меня еще в СИЗО начал гнить зуб. Росла дырка. В СИЗО сказали, что у них нет оборудования, а вот в колонии будут стоматологические кабинеты, там все бесплатно сделают. Приехал в колонию и сразу записался в очередь. Но меня не вызывали. Несколько раз записывался. Ночью закусывал между зубами подушку, чтобы не орать от боли. Просил всех отвести к врачу. Ответ: «Стоматолога нет. Стоматолог в отпуске. Стоматолог то-то-то”. За три года меня ни разу не вызвали.

Тогда еще можно было держать свои медикаменты. Я у всех брал обезболивающие. Каждый день тоннами их закидывал. И так этот зуб умер.

Читайте также: Вернет ли Лукашенко «беларуское золото»? По следам последнего прожекта диктатора

 

Не Родина

Сложно было адаптироваться после выхода на свободу к другой жизни?

Дмитрий Некрасов: Адаптироваться? Нет. Самое неприятное было разочароваться. Представляешь, что вот ты выйдешь, вернешься к прежней жизни, что наконец не будешь взаперти. И, конечно, когда выходишь за калитку — это просто вау! Но спустя несколько дней, как только начинаешь понимать, что происходит в стране, задаешься вопросом: а стоит ли тут жить? Мне дали год надзора. У меня были планы остаться в Беларуси. То есть все по закону, все чистенько. Не хочу ничего нарушать, не хочу ни с кем ругаться, не хочу, чтобы были проблемы у моих родных. Но когда приезжаешь в милицию либо тебя вызывают в ГУБОП и видишь отношение к себе — как к собаке, — думаешь: а что я вообще делаю в этой Беларуси? Даже Родиной ее не назовешь — тяжело так называть страну с таким отношением к людям. После разговора с ГУБОПом я, собственно, и решил, что “до свидания”.

Твоя жена тоже уехала…

Дмитрий Некрасов: Еще в 23-м году. Потому что к ней на работу пришли из КГБ и такие: “А где вы берете деньги на посылки?” Ну, они же не верят, когда им говоришь, что я работаю по 15 часов чтобы собрать мужу посылку в колонию. Они думают, что все это достается нашим родным легко и просто. Нет.

Бывший политзаключенный Дмитрий Некрасов во время интервью для BGmedia

Ты улетел в Грузию и там ждал визу. А потом прилетел в Варшаву и сдался, чтобы получить убежище.

Дмитрий Некрасов: Да. Попросил международную защиту.

Расскажи, как адаптируешься в Варшаве.

Дмитрий Некрасов: Помогают близкие, в первую очередь жена. Ну, и здесь, на самом деле, не сложно адаптироваться. Единственная трудность, которая возникает у меня в данный момент — это то, что я жду международную защиту и у меня нету ряда прав. Нету, в принципе, никаких документов. Я не могу работать, сделать банковскую карту.

Вторая сложность — языковой барьер. Я никогда не учил польский, хотя жил совсем недалеко от Польши. Сейчас целенаправленно его не изучаю, но в дальнейшем собираюсь пойти на курсы.

Читайте также: С 1 января зарплаты учителей и других работников образования вырастут. С чего бы это?

Можно сказать, что тебе что-то дала колония? Что ты понял? 

Дмитрий Некрасов: Колония не дала ничего. То, что я понял там, я бы понял это в любом случае. Может, не так бы быстро, но понял бы. Она только три года жизни забрала, которые могли пройти продуктивно. Порушила мои планы на жизнь. Помотала кучу нервов мне и моим близким. То, что произошло, ни в коем случае не пошло на пользу. Кто бы там не говорил, что это школа жизни… Нет, это не школа жизни. Ты там видишь страшные вещи. Про многие я просто не рассказываю. Даже вспоминать не хочу… Когда с утра выходишь на зарядку а в пяти метрах от тебя лежит труп — повесился кто-то ночью. Не выдержал и повесился. Чему может научить это место? Сотрудники администрации могут чему-то научить? Никогда. Большинство из них — просто сумасшедшие неадекватные люди, которым ни в коем случае нельзя давать власть. У них не должно быть власти, тем более над человеческими жизнями. Потому что то, что они делают с людьми — это страшно.

 

Чувство вины

Ты обращался к психологу после того, как вышел? 

Дмитрий Некрасов: Нет. Не думаю, что мне это надо. Как минимум потому, что чувствую себя адекватно. У меня все хорошо. И даже если периодически бывают флешбеки, связанные с тем временем, нормально к этому отношусь.

Единственное, что меня тревожит, над чем я работаю — что я как будто чувствую вину за то, что вышел, живу нормальной жизнью, а ребята остались. Не знаю почему, но это гложет. Я общаюсь с родственниками некоторых людей. Передаю им привет. Спрашиваю, как дела. Тяжело. Я не понимал, находясь там, что чувствуют наши родные люди, которые находятся здесь. Это может даже еще тяжелее — осознавать вот это все, переживать.

А так, колония, что она могла дать? В любом случае это какой-то жизненный опыт. Еще плюс, что я попал туда молодым. Там тяжелее людям в годах, которые за спиной многое имеют и это многое теряют. Некоторые заезжают — у них ни семьи, никого и ничего нет. Последнее позабирали. И вот они выйдут — и что, куда?

Молодым проще. Вот я вышел в 23 года, уехал, начал новую жизнь. А у кого-то такой возможности не будет. Так что, мне еще повезло.

Recent Posts

Первая неделя года: наступивший 2025-ый может стать переломным для Беларуси, Украины и России

Несбывшийся прогноз об остановке войны. Отказ Кремля от переговоров на условиях Трампа. Доппакет помощи США…

04.01.2025

«Вот такое мы пьем!»: беларус купил сок от известного производителя и обнаружил в нем плесень. Его смутил привкус

Неприятной находкой в напитке мужчина поделился в TikTok. Судя по комментариям, это не редкий случай.…

04.01.2025

«Она из белого медведя»: беларус купил на новогодний стол палку колбасы за 300 BYN. Цена в чеке его сильно удивила

В TikTok появилось видео, где мужчина показывает чек с ценой колбасы — 672 BYN за…

03.01.2025

«Жадность фраера сгубила»: брестчане  — о нераспроданных в ходе предновогодних ярмарок живых елках

В первый день нового года на ярмарке на улице Гоголя нераспроданные живые елки оказались около…

03.01.2025

Семья из Бреста полтора года откладывала монеты в банку. Угадайте, сколько им удалось накопить

Как часто вы откладываете мелочь в копилку? А вот брестчане превратили это в полуторагодовой эксперимент.…

03.01.2025

Мрачное серебро репрессий: Брестчина заняла второе место в стране по количеству уголовных приговоров «по политике»

За 2024 год в Беларуси осудили не менее 1 721 человека. Самый распространенный вид наказания…

03.01.2025